Как восстановить резьбу в пластике?

Ремонт сорванной резьбы крепления фурнитуры

Устанавливая пластиковые окна, очень часто можно столкнуться с различного рода проблемами. Поскольку пластиковое окно состоит из множества элементов, которые выполняют свои функции и закрепляются на пластиковой раме при помощи саморезов, существует проблема срыва резьбы при закреплении фурнитуры. Но как исправить крепление фурнитуры с сорванной резьбой? Об этом и пойдет речь в данной статье.

1. Проблемы, с которыми можно столкнуться, установив пластиковые окна

Довольно часто встречаются следующие проблемы, которые требуют замены фурнитуры или ее ремонта:

  • Ручка окна может выйти из строя, сломаться и потребуется ее замена.
  • Ручка створки может заклинить, при этом открыть или закрыть окно уже невозможно.
  • Блокиратор фурнитуры выходит из строя.
  • Возникли механические повреждения фурнитуры, которые требуют ее замены.
  • Окно может плохо открываться и закрываться.
  • Может произойти спадание окна с петель.
  • В доме или квартире через закрытые окна возникают сквозняки и через них сильно дует.
  • В зимний период при низких температурах может возникать корка льда на внешней стороне окна.
  • Может произойти выгибание оконного профиля под действием различных факторов.
  • Может возникнуть механическое повреждение стеклопакета.

В таких случаях очень часто требуется выполнить ремонт фурнитуры. Для этого ее необходимо снять и посмотреть в чем причина ее неисправности или же заменить ее на новую. Но поскольку пластик довольно хрупкий материал, то во время выкручивания и закручивания шурупов в него может случиться срыв резьбы.

2. Причины срыва резьбы

Причин срыва резьбы может быть несколько, но самыми распространенными являются следующие:

  • При закручивании шурупа произошел срыв внутренней стенки пластика из-за усиленного закручивания и вдавливания самореза в пластик.
  • Заводской брак. В данном случае срыв резьбы произошел еще в заводских условиях из-за несоблюдения техники изготовления.
  • Использование при прикручивании фурнитуры не правильной формы шурупа. Шуруп должен иметь на конусной части выступающие насечки, которые будут препятствовать выкручиванию самореза, а также при закручивании они не дадут сорвать внутреннюю стенку пластика.

В любом случае при срыве резьбы нужно воспользоваться одним из предоставленных способов ремонта. Для ремонта фурнитуры и ее регулировки обычно могут потребоваться следующие инструменты:

  • Шестигранный ключ 4 мм.
  • Отвертка крестовая.
  • Плоскогубцы.
  • Насадки на отвертки.
  • Смазка для фурнитуры.

2.1. Первый способ ремонта сорванной резьбы

Что делать если сорвал резьбу крепления фурнитуры? Первый способ достаточно прост, для него потребуется:

  • Небольшой кусочек пластика.
  • Саморез.

Порядок выполнения ремонта:

  1. Первым делом необходимо выкрутить саморез, в котором сорвана резьба.
  2. Затем нужно вырезать из пластика цилиндр длинной 3-4 см и толщиной около 3 мм, чтобы он смог влезть в углубление, где сорвана резьба.
  3. Воткнуть кусочек пластика в место, где был саморез, до упора, а лишнее обрезать.
  4. Взять саморез на 5 мм длиннее и вкрутить его на свое место закрепив фурнитуру.

Важно чтобы длинна самореза не была слишком большой, так как он может пройти армированную часть профиля и упереться в стеклопакет. В худшем случае саморез может пробить стеклопакет и нарушить его герметичность.

2.2. Второй способ ремонта сорванной резьбы

Данный способ является более надежным. Для него необходимо разрушенную часть пластика залить 3-минутным эпокси (например, ABRO), после чего необходимо засверлить отверстие и сделать черновую резьбу. В случае если саморез входит очень туго, то необходимо немного рассверлить и повторить нарезку резьбы.

3. Ремонт фурнитуры окна

При длительном использовании пластикового окна рано или поздно фурнитура может сильно загрязниться и перестанет выполнять свои основные функции. К тому же даже новые окна иногда требуют ремонта фурнитуры, так как в нее могут попасть отделочные материалы, пыль или грязь.

Выполнить ремонт фурнитуры можно с помощью специалистов, но в таком случае нужно будет заплатить за их работу около 40 $ за одну створку, либо выполнить самостоятельно и все обойдется гораздо дешевле .

Для самостоятельного ремонта фурнитуры необходимо выполнить следующее:

  • Первое что нужно сделать, это снять створку с петель, после чего убрать все декоративные накладки с фурнитуры. Для этого нужно выбить ось из верхней петли при помощи удара сверху и с помощью пассатижей вытащить ее. После чего створку нужно снять с нижней петли приподняв ее.
  • Затем нужно снять ручку со створки открутив несколько шурупов, которые спрятаны под декоративным колпачком.
  • Далее выкручиваются все шурупы закрепляющие фурнитуру.
  • После этого нужно промыть всю фурнитуру с помощью специальной жидкости и кисти и высушить ее, используя фен или велонасос.
  • Затем все элементы, которые трутся друг об друга необходимо смазать специальной смазкой и закрепить на свое место при помощи шурупов. В случае если сорвана резьба фурнитуры пластикового окна, необходимо воспользоваться одним из вышеперечисленных способ, либо сместить фурнитуру на несколько миллиметров предварительно проверив все механизмы.
  • В завершение необходимо смазать все петли и одеть створку на место.

Заключение, вывод

В заключение необходимо сказать, что резьба может быть соврана по разным причинам, но решить проблему будет уже достаточно сложно, именно поэтому необходимо закручивать и откручивать шурупы на пластике, не прилагая больших усилий, так как это чревато последствиями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Выкручиваются винты из пластмассы, что делать?

Тема раздела Авто. Общий в категории Автомодели; Коллеги, подкиньте идею, как победить винты, которые вдруг ни с того ни с сего стали самопроизвольно выкручиваться из пластмассовых деталей. .

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
  • Подписаться на эту тему…

Выкручиваются винты из пластмассы, что делать?

Коллеги, подкиньте идею, как победить винты, которые вдруг ни с того ни с сего стали самопроизвольно выкручиваться из пластмассовых деталей. Модель — Слэш (т.е. пластмассовое там почти все). Винты начали выкручиваться самые разные: и с мелкой резьбой, и с крупной, и по типу шурупов. В основном в подвеске (там, где знакопеременные нагрузки). Закручиваю их аккуратно, без фанатизма, резьба нигде не сорвана. Однако после каждой пары аккумов в режиме «башинг по говнам во дворе» подвеску приходится протягивать чуть ли не целиком. Боюсь даже представить, что будет на соревнованиях (((

Есть ли какие-то способы сделать посадку винтов более «тугой», чтобы они сами не откручивались?

Обычно в таких случаях берется мелкая пластиковая стружка, забивается в отверстие (не полностью) и капается маааленькая капля цианоакрилата

Я знаю, что так восстанавливают сорванные резьбы. Но не будет ли получившийся сэндвич слишком толстым в моем случае, когда резьба в общем-то на месте?

Кстати, вы натолкнули меня на мысль: промазать резьбу (не залить полностью, а именно намазать тонким слоем) обычной двухкомпонентной эпоксидкой, и дождаться полимеризации. Никто не пробовал?

Есть штука такая, сантехники ею пользуются, не помню как назвается. Ещё реклама былп (резьба на замок). Может ей?

Фиксатор резьбовых соединений продается в любом магазина автозапчастей. Разделяется на 3 вида: легкий, средний и «намертво».

. насколько мне известно, используется для соединений типа «металл-металл». При вкручивании металлического винта в пластик бесполезен. Более того: не знаю как насчет красного, но вот синий локтайт при застывании похож на клей, и если залить его в резьбу в пластмассе, то при откручивании эта резьба будет 100% сорвана.

PS или вы о чем-то ином?

В рекламе был «тангит-унилок», по сути та же самая фум-лента, только в шнуре. Боюсь, тут она не поможет, т.к. прокладка получается ОЧЕНЬ скользкая, типа фторопласта.

Значит не так уж и бесполезен, раз схватывает намертво. Поэкспериментируйте с легким и средним фиксаторами, цена вопроса — 70 р. за пузырек.

Экспериментировал. Локтайт при схватывании превращается в практически твердую субстанцию, накрепко прилипая к виткам металлического болта. При попытке открутить, т.к. локтайт к пластмассе не липнет, а его твердость выше, чем твердость пластмассы, винт сминает нафиг все пластмассовые витки резьбы.

Либо, повторюсь, мы с вами обсуждаем какие-то разные фиксаторы.

Читайте также  Ремонт сорванной резьбы в алюминии

Как уже говорилось их три вида: слабый, средний и сильный. Цветовая маркировка у каждого производителя своя. Попробуйте слабый фиксатор. И не лейте в пластмассу в резьбу, а нанесите каплю на основание винта у самой головки. Ну или, как вариант, используйте пружинные шайбы (гровер, зубчатые, и т. д.)

Сергей, мне известны только 2 вида фиксаторов: «синий» (разъемный) и «красный» (неразъемный). Причем эта маркировка используется всеми известными мне производителями. Может конечно плохо смотрел, но ни разу не встречал градации на «сильный/слабый». Не могли бы привести какой-нибудь пример?

Очень маленькую каплю циакрина под головку болта. Главное чтоб не протекло на резьбу. Не доворачиваете болт до конца, зубочисткой мажете головку и докручиваете. Если циакрин нормальный то выкручиваться ничего не будет.
Я так фиксировал стопорные гайки алюминиевые в кулаках у ксюта. Даже выкрутить специально было проблематично, но я лил много поверх, т.к. гайки эти здоровые. На резьбу клей не попадал и все было в порядке.

Раз Помогите разобраться
Два http://forum.rcdesign.ru/blogs/353/blog275.html
От себя добавлю, что, например, последний фиксатор, который я брал (не помню производителя) был «средний» красного цвета.

Она то может и на месте, но только визуально, наблюдаемость витков еще ниочем не говорит, прогнать старую резьбу, сделать сендвич, и в полузасохший ЦА загнать винт.

А вы локтайт пробовали именно фирмы локтайт? сейчас много разных фиксаторов других фирм называют локтайтом. а настоящий локтайт у меня прекрастно держится в пластмасе и можно выкрутить потом.

Не надо никакой локтайт, закрутите болт с циакрином, сформируется довольно прочная многоразовая резьба.

Сегодня собирал 450-ый вертолет
Соединение металл-металл на фиксатор.
Соединение метал-пластик на циакрин. Просто капаете на винт немного и закручиваете (только быстро надо все делать т.к. схватывает моментально).

Апдейт, может кому пригодятся итоги изысканий.

— Локтайт (использовал синий ДонДил) рвет резьбу. Ну т.е. держит-то нормально, но при выкручивании резьба в пластмассе срывается. Резюме: ф топку.

— Циакрин под головку болта. Уже лучше, держит неплохо. Два минуса: а) все-таки через какое-то время откручивается б)капать надо ОЧЕНЬ аккуратно, буквально кончиком зубочистки. Иначе склеивает все вокруг (и в первую очередь то, что не надо ). Резюме: годится с оговорками.

— Циакрин на резьбу. Технология: выкручиваем болт, капаем в отверстие циакрин (лучше жидкий, затекающий), ждем полного высыхания. Капаем еще раз, опять ждем. Теперь закручиваем. Держит просто ИДЕАЛЬНО. Получается ровно то, что надо: поверхность засохшего циакрина дает большое трение с материалом болта, и болт перестает выкручиваться. Резюме: «рекомендациии лучших собаководов».

Не совсем понял зачем 2 раза капать? Почему не капнуть 1 раз и не закрутить сразу? Я так сорванную резьбу в пластике восстанавливаю. Прочищаю дырку калошей, капаю циакрина среднего не жалея и закручиваю винт подлиньше до упора. После пары часов болт выкручиваю, тут главное отвертку хорошую и болт под шетигранник и резким движением сорвать болт. После этого резьба как новая. Вкручивается, выкручивается и держит просто идеально.

видимо, на моей модели слишком мягкий пластик. Пробовал закручивать не дожидаясь высыхания — при выкручивании сорвал резьбу.

Как восстановить резьбу: способы ремонта

Популярность резьбовых соединений объясняется простотой выполнения и прочностью крепления элементов конструкции между собой. Когда при повреждении витков замена детали невозможна, проводят восстановление резьбы. Так как восстанавливать резьбу можно разными способами выбирают тот, который сохраняет прочность соединения на прежнем уровне.

Способы восстановления резьбы

Для того, чтобы восстановить сорванную резьбу используют:

  • эпоксидную смолу;
  • холодную сварку;
  • заваривание отверстий и нарезание новой резьбы;
  • ввертыши;
  • перенос на другое место, если изменение места крепления не влияет на надежность соединения;
  • спиральные вставки;
  • рассверливание отверстий для нарезки витков большего диаметра.

Технология восстановления холодной сваркой

Для восстановления резьбы холодной сваркой выпускаются полимерные составы с металлическими добавками. Процедура реставрации жидким двухкомпонентным клеем выполняется в следующей последовательности:

  • достают из упаковки два тюбика;
  • детали соединения обезжиривают веществом из тюбика №1;
  • затем наносят содержимое тюбика №2;
  • шпателем смешивают составы из обоих тюбиков в пропорции 1:1;
  • готовую смесь наносят на болт со стороны наружной резьбы;
  • затем вкручивают в витки внутренней резьбы;
  • после отвердевания смеси (время выдержки указано в инструкции), болт выворачивают.

Для качественного восстановления витков смесь наносят с избытком, чтобы излишки при вворачивании болта выдавливались наружу.

Какую холодную сварку выбрать

Из-за низкой эффективности однокомпонентный анаэробный восстановитель в виде густой пасты применяется редко. Для ремонтных работ используют два вида:

  • жидкий состав, который получается после смешивания отвердителя с клеящей массой;
  • плотные однослойные или двухслойные бруски по консистенции похожие на пластилин, которые перед применением смешивают.

Для восстановления поврежденных витков выбирают марки с высокой пластичностью, чтобы смесь заполняла мелкие изъяны. Если соединение часто разбирается, нужна холодная сварка с усиленной твердостью, иначе при трении о металл состав разрушится.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода холодной сварки относят:

  • возможность большого выбора по цене и качеству среди отечественных и зарубежных производителей;
  • восстановление без разборки конструкции;
  • стойкость к коррозии;
  • простота, так как восстановление выполняется без вспомогательных приспособлений;
  • неизменность характеристик деталей из-за отсутствия термического воздействия;
  • невысокая цена.
  • низкая прочность;
  • разный металл деталей и добавок состава;
  • нельзя ремонтировать ответственные конструкции;
  • зависимость от перепадов температуры и внешних условий.

Использование эпоксидного клея

Этот метод не годится для восстановления соединений, которые подвергаются вибрационному воздействию, большим нагрузкам, высокой температуре. Поэтому способ применяют, когда требуется быстро восстановить резьбу в пластике. Процесс прост:

  • эпоксидный клей заливают в отверстие;
  • ждут когда загустеет;
  • вворачивают болт;
  • оставляют до полного затвердевания полимера;
  • выкручивают болт.

Нарезание резьбы метчиком

Этим способом пользуются, когда можно увеличить размер отверстия без ущерба для надежности соединения. С помощью сверла увеличивают диаметр, чтобы очистить отверстие от испорченных витков, затем нарезают новые.

Работа выполняется по следующим правилам:

  • отверстие рассверливают строго перпендикулярно;
  • используют два метчика для нарезания резьбы, черновой и чистовой;
  • для удаления стружки после 3 прямых оборотов делают 1,5 обратных;
  • чтобы облегчить процесс, инструмент смазывают маслом.

Применение спиральной вставки

Такие приспособления, называемые также проволочными или пружинными, делают из высококачественной нержавеющей стали. Вставки выполнены в виде цилиндрических спиралей с концентрической резьбой внутри и снаружи. Для установки предусмотрен поводок. Форму и размер внутренних витков делают с минимальными допусками.

Ремонт резьбы выполняют в следующей последовательности:

  • отверстие рассверливают сверлом, диаметр которого выбирают по прилагаемой к вставкам таблице;
  • витки нарезают не стандартными метчиками, входящими в комплект;
  • вставку вворачивают инструментом, который есть в наборе;
  • удаляют поводок инструментом, поставляемым производителем, или плоскогубцами, если диаметр большой.

За счет натяга при установке исключается самопроизвольное выкручивание вставки. Упругость материала обеспечивает равномерное распределение нагрузки между болтом и вставкой. Высокая стойкость нержавейки к коррозии исключает возможность заедания болта из-за ржавчины.

Спиральными вставками можно отремонтировать соединения на конструкциях из цветного или черного металла. Их также применяют для усиления резьбы на пластике, дереве.

Ввертыш для восстановления резьбы

Ввертыши, они же футорки, сделаны в виде полых втулок с крупной наружной и мелкой внутренней резьбой. Они могут быть стальными, медными, латунными, бронзовыми, из других материалов. Устанавливают футорки на деталях, где допускается увеличение диаметра отверстий. Ввертыши применяются во многих отраслях промышленности, например, для сборки мебели, стыковки труб, крепления сдвоенных колес.

Некоторые производители выпускают наборы, которые называются восстановителями резьбы. Комплекты состоят из вкладышей разного размера, сверл, метчиков, вспомогательных инструментов. В зависимости от назначения в наборы входят футорки для ремонта дюймовой или метрической резьбы от М2 до М36.

Ввертыш устанавливают так:

  • отверстие рассверливают до размера достаточного для нарезания резьбы под футорку;
  • витки нарезают комплектным метчиком;
  • если часть ввертыша после вкручивания выступает над поверхностью, ее срезают заподлицо;
  • для предотвращения самопроизвольного выворачивания, по линии соприкосновения футорки с деталью керном делают несколько засечек.

Традиционная сварка для ремонта

Этой технологией пользуются, если нельзя увеличить диаметр отверстия, и когда нет нужного ввертыша или спиральной вставки. Процедура восстановления выполняется в следующем порядке:

  • высверливают поврежденные витки;
  • заваривают отверстие;
  • наплавленное место зачищают заподлицо с поверхностью;
  • сверлят отверстие;
  • нарезают резьбу.
Читайте также  Как восстановить резьбу в алюминиевом корпусе?

Для восстановления соединений из стали используется газовая или электродуговая сварка в защитных средах. Отверстия в чугуне заваривают в холодном состоянии или с местным подогревом. В качестве присадочного материала плавят электроды марки ЦЧ-4, ОЗЧ-1, МНЧ-1 или прутки из чугуна с добавкой кремния. Следует учитывать, что под действием высокой температуры изменяется структура металла детали, возможно образование трещин. Поэтому прочность отремонтированного соединения будет меньше.

Отверстия в деталях из алюминия, без которых не обходится двигатель автомобиля, заваривают аргонно-дуговой сваркой. Для наплавки применяют алюминиевую проволоку. Однако при восстановлении резьбы в алюминии металл в жидком состоянии начинает активно поглощать газы. Образуются поры, а при усадке во время остывания — трещины, которые снижают надежность соединения. Не всегда есть возможность восстановления этим способом без снятия деталей. Например, для ремонта соединений на алюминиевом блоке цилиндров конструкцию придется демонтировать.

При выборе способа восстановления учитывают условия эксплуатации и величину нагрузки. Также принимают во внимание сложность выполнения и цену. Например, покупка спиральной вставки дешевле, чем заказ на вытачивание ввертыша.

Как восстановить резьбу в пластике?

КОНФЕРЕНЦИЯ СТАРТКОПИ
Принтеры, копировальные аппараты, МФУ, факсы и другая офисная техника:
вопросы ремонта, обслуживания, заправки, выбора

0. Анатолий5 13.03.13 20:20

Иногда бывает что винт в пластмасе провенулся Кто как решает этот вопрос?

1. ASSP 13.03.13 20:27

Хм. Если следовать законам физики, то, в этом случае, надо либо «добавлять» материал в отверстие, либо увеличивать диаметр(или изменять шаг резьбы) шурупа.

2. КАТ 13.03.13 20:46

. вариантов много — каждый выбирает себе тот, который ему более удобен.
Из наблюдений 😉 — порой приносят технику в ремонт со свёрнутой резьбой в пластмассе и самостоятельно отремонтированной. Варианты, что мне встречались:
1 место по повторяемости: кусок спички или зубочистки засунутый в отверстие и по ней закручен винт ( в принципе, логично — кусок спички уменьшает диаметр отверстия и винт не прокручивается, держит..), ну и как варианты — вместо спички либо кусочек фольги, либо обломок тонкой пластмассы ( чаще всего встречается обрезок пластикового хомута ).
2 место: установка в это отверстие винта большего диаметра/длины ( в зависимости от того позволяет ли место использовать винты бОльшего размера ).
3 место: Различные клеи или затвердевающие наполнители. . даже пару раз встречалось, что сажали винт на что-то типа суперклея. Как ни странно, винт при большом усилии всё-таки откручивался ( и даже в застывшем клее резьба осталась, так что, винт обратно нормально закручивался..), но в одном случае выдавленный винтом из отверстия, клей попал в щель между соединяемыми деталями — винт-то я открутил, но вот чтобы разъеденить склеившиеся поверхности пришлось поработать зубилом. Только чудом пластмассу на расколол.
4 место: Народ просто забивает. . не в смысле забивает винт молотком, а вставляет винт в отверстие и забивает на то, что он ни чего не держит, при чём даже не всегда винт в отверстие вставляет — забивает на то, что винта нет.

3. Contrabas 13.03.13 20:55

А ещё люди придумали эпоксидный клей и пластмассу, которая легко растворяется в ацетоне. Но это не годится, когда некогда изголяться..

4. mhz86 13.03.13 20:57

в основном использую
КАТ (2): 2 место
На FC’шном копире были сильно разбиты отверстия рельсы стола. Просверлил большего диаметра, обработал надфилем, что бы очень плотно влезла пластмассовая ось (ось флажка печки mf 6550), посадил ее на клей и просверлил отверстие под штатные шурупы.

Contrabas (3): когда некогда изголяться.. КАТ (2): Народ просто забивает

5. КАТ 13.03.13 20:57

Contrabas (3): пластмассу, которая легко растворяется в ацетоне. — ну, да — капнуть две-три капли дихлорэтана в отверстие и вставить винт.

6. Contrabas 13.03.13 21:05

(5) А вот и да..
Иногда приносят такое.. Картриджи со строительными шурупами, и вместо штифтов тоже.. Там такие отверстия, которые хочется назвать дыркой..

7. ASSP 13.03.13 21:51

(6) «Когда полощадь «дыры» начинает превышать площадь изделия, то такое изделие считается недействительным». Изречение моего школьного мастера по «труду». )))

8. Contrabas 13.03.13 22:04

(7) Хороший видать мастер, грамотный, раз помнишь.. )) К нам такие зачастую кадры приходят, что видать не было у них школьного мастера по труду, и по физике и много ещё по чём.. Гвоздь дома забить не могут, да телефонную розетку прикрутить.. (

9. Buba 13.03.13 22:20

10. Ingmar 13.03.13 22:35

когда отверстия не просто разбиты, а вырваны с куском пластмассы я использую смесь соды с цианакрилатом. Получившееся масса прекрасно сверлится, обрабатывается напильником и намертво прилипает к пластику. единственный минус застывает менее чем за секунду.

11. ASSP 13.03.13 22:41

(8) Да простят меня модераторы в очередной раз — мне вообще очень повезло на учителей. Тот самый упомянутый мною мастер научил меня работать на токарном и фрезерном станках и держать(и пользоваться) правильно(а это гораздо труднее любых станков) отвёртку, молоток, стамеску и т.д. Хорошие были учителя в старые времена. )))
Вот только с учителем химиии мне не повезло. Фамилия её была (кто хочет — верит, а кто хочет — нет) Каплан. Наверное, все догадаются, какой первый вопрос я ей задал при «знакомстве». )) После чего выше «трояков» по химии я не поднимался и «красный диплом» накрылся не менее великим «медным тазом». )))

12. Andrew 14.03.13 00:48

специально для этих целей стоит баночка дихлорэтана с растворенной в ней пластиковой заглушкой от компьютерного слота 5.25 до консистенции густой сметаны. Пару капель в дырку, и вставляю шуруп. Когда в следующий раз картридж приходит, замечательно выкручивается и закручивается. И вообще этой массой много чего восстанавливал, но в последнее время к термоклею пристрастился(хотя для резьбы он не подходит — к шурупу пристаёт сильнее, чем к пластмассе)

Как восстановить сорванную внутреннюю резьбу?

Никто не застрахован от того, что при ремонте автомобиля или в других рабочих ситуациях может произойти повреждение резьбового соединения. Как вернуть работоспособность, казалось бы, вышедшей из строя резьбе?

Многие мастера используют традиционный способ, суть которого сводится к рассверливанию отверстия сверлом большего диаметра и нарезанию метчиком новой резьбы. Однако после такого ремонта придется использовать и ответный элемент (болт, шпильку, свечу) большего диаметра, что не всегда представляется возможным. Этот способ не подойдет и в случае, если запас «тела» для рассверливания недостаточен.

Как отремонтировать резьбу с сохранением ее прежнего диаметра?

В настоящее время найден простой и надежный способ восстановления резьбы, который уже достаточно давно используют во всем мире. В нашей стране он, к сожалению, медленно набирает популярность, как по причине нашей неосведомленности, так и из-за невозможности приобрести в магазинах специальные пружинные вставки и вспомогательный установочный инструмент.

Комплект инструментов для восстановления резьбы

Разработкой и изготовлением вставок занимаются многие известные производители. Изделия разных фирм могут незначительно различаться по названию (ввертыши, футорки), конструктивному исполнению и материалу, но принцип действия и технология установки одинакова для всех. В продаже можно найти не только комплекты ввертышей различных длин, диаметров и шага резьбы, но и целые наборы для восстановления резьбы, в которые помимо вставок входят сверла, метчики, установочное приспособление и оправка для обламывания монтажного поводка. Такие решения предлагает немецкий производитель металлорежущего инструмента «Volkel» и российский «Дело Техники». У некоторых брендов подобная технология и инструмент называется «системой», например:

  • система V-coil
  • система Recoil
  • система HeliCoil

Как это работает?

  1. Проволочные вставки для ремонта резьбовых отверстий представляет собой спирально свернутую проволоку из нержавеющей стали с ромбовидным поперечным сечением. Ромбовидный проволочный профиль позволяет внешней части витков ввинчиваться в приемную резьбу в корпусе во время установки. На внутренней части футорки витки образуют новую стандартную резьбу с углом 60°. Наружный диаметр футорки в свободном состоянии больше принимающей резьбы, поэтому витки спирали сжимаются, когда она ввинчивается в корпус. Подобно пружине сжатые витки пытаются разжаться относительно стенок резьбового отверстия корпуса. Возникающий в результате натяг в месте посадки помогает удерживать установленный вкладыш и предохраняет от вывинчивания.
  2. Вставки снабжены поводковым язычком, который используется для их ввинчивания в подготовленную приемную резьбу. Специальный установочный инструмент захватывает его и использует в качестве привода. После установки поводок будет не нужен и легко обламывается.
  3. В основании язычка сделана небольшая насечка, которая немного уменьшает площадь поперечного сечения проволоки. Когда нужно будет удалить язычок, насечка поможет легко обломить его в этом месте.
Читайте также  Стяжка винтовая с правой и левой резьбой

Процесс установки пружинной вставки:

Ремонт поврежденной резьбы выполняется в четыре простых шага.

Шаг 1. Просверлите старую резьбу, используя размер сверла, рекомендованный на упаковке комплекта для ремонта резьбы. На хвостовике метчика также указан рекомендуемый размер сверла под резьбу. Не забудьте очистить отверстие от частиц металла.

Шаг 2. В просверленном отверстии нарежьте резьбу специальным метчиком под проволочную вставку, который имеет некоторые отличия от стандартного метчика и обозначается буквами STI (система HeliCoil).

Шаг 3. Установите резьбовую вставку с помощью установочного инструмента.

Для резьбы с крупным (обычным) шагом:

  • Наденьте спиральную вставку на монтажный инструмент.
  • Поворачивайте вставку до тех пор, пока ее поводок не войдет в паз на конце стержня установочного инструмента.
  • Вкрутите ремонтную вставку в резьбовое отверстие, используя ручку поворотного установочного инструмента.
  • После того, как вставка будет установлена ​​на нужную глубину, выкрутите установочный шпиндель.

Для резьбы с мелким шагом:

  • Используйте монтажный инструмент с патроном предварительного натяжения (сжатия), который входит в комплект для ремонта мелкой резьбы.
  • Поместите спиральный вкладыш в патрон предварительного натяжения.
  • Проденьте шпиндель установочного инструмента через спираль, пока поводковый язычок не войдет в его паз.
  • Поворачивайте инструмент, чтобы намотать вставку на резьбовой конец корпуса предварительной катушки.
  • Одной рукой удерживайте корпус под прямым углом к ​​поверхности заготовки над резьбовым отверстием. Вращайте установочный инструмент, чтобы установить вставку через корпус предварительной катушки в резьбовое отверстие в заготовке. После установки убедитесь, что корпус предварительной катушки может плавно перемещаться, значит, витки спирали совпали с резьбой в заготовке.
  • После того, как ремонтная вставка будет установлена ​​на нужную глубину, выкрутите установочный инструмент.

Монтажный инструмент для установки ввертыша

Совет по ремонту резьбы:

Одна из причин того, что данная резьбовая технология не работает, заключается в неправильной посадке резьбовой вставки.

Главное практическое правило – верх проволочного вкладыша должен находиться ниже поверхности заготовки на 1/4 — 1/2 шага резьбы. Один из простых способов определить глубину установки подробно описан ниже.

Перед тем, как начать процесс установки, внимательно посмотрите на входную резьбу, нарезанную метчиком STI в отверстии. Обратите внимание на то место, где нить начинает входить в отверстие.

Сделайте небольшую временную контрольную метку на поверхности корпуса, удаленную на 3/4 оборота от того места, где резьба входит в отверстие. Эта отметка будет использоваться для определения глубины установки ввертыша.

Установите резьбовую вставку заподлицо с поверхностью корпуса и совместите ее конец с контрольной меткой. После этого поверните ее еще на 1/4 оборота для погружения ниже поверхности корпуса на 1/4 шага (0,25 P).

Если требуется более глубокая посадка, поверните установочный инструмент еще на 1/4 оборота.

Шаг 4. Удалите поводковый язычок

  • Используйте бородок или просто кусок круглого стержня, подходящего по диаметру к полученному резьбовому отверстию.
  • Уприте конец инструмента в язычок и удерживайте его прямо в отверстии.
  • Ударьте по хвостовику инструмента молотком. Поводок должен сломаться в месте надреза, который и предназначен для этой цели. На вставках большого диаметра (от М14) иногда легче отломить его с помощью длинногубцев движениями вверх-вниз.
  • Извлеките обломанный язычок из отверстия перед сборкой резьбового соединения.

Вопросы и ответы:

Почему данная технология требует использования специального метчика STI? Что такое метчик STI? Можно ли вместо него использовать стандартный метчик?

Маркировка метчика STI

Отремонтированная внутренняя резьба предназначена для крепежа стандартных размеров. После установки пружинной вставки ее витки устанавливаются с тем же шагом, что и у резьбы крепежа, для которого предназначено резьбовое отверстие.

Входная резьба под резьбовые вставки формируется специальными метчиками (также известными как STI), разработанными для использования с этими ремонтными системами.

Метчики под резьбовую вставку отличаются размерами от стандартных метчиков под винты. Но маркируются они по конечному результату, который будет получен после установки вкладыша.

Рассмотрим разницу между STI и стандартным метчиком на конкретном примере:

Стандартный метчик, используемый для нарезания резьбы для крепежа 1/2″NF, имеет основной диаметр 0,500 дюйма с шагом 20 витков на дюйм. Соответствующий метчик STI имеет такой же шаг резьбы 20 витков на дюйм, но немного больший основной диаметр, в этом примере он составляет 0,568 дюйма.

Есть ли какой-нибудь способ более надежно зафиксировать вставку на резьбе, а не полагаться только на посадку с натягом для удержания в резьбовом отверстии?

Чтобы надежнее закрепить вставку в корпусе детали рекомендуется использовать дополнительные способы фиксации:

Химическое стопорение. Нанесите тонкий слой резьбового фиксатора на внешнюю часть витков вставки перед тем, как ввинтить ее в отверстие. Не наносите слишком много этого состава, а после установки обязательно протрите полученную внутреннюю резьбу, чтобы ввинчиваемый в нее крепеж не приклеился.

Механическое стопорение. Используя пробойник и молоток, слегка развальцуйте один виток резьбы корпуса, в том месте, где находится резьбовой конец установленной футорки. Цель этого метода — слегка деформировать или сжать резьбу корпуса, чтобы затруднить выкручивание вставки при демонтаже крепежа.

Диапазон размеров:

Пружинные вставки предлагаются в дюймовых и метрических размерах. Согласно опубликованным данным доступны вкладыши для винтов от размера № 2 до 1 1/2 дюйма и от М3 до М42.

Их длина обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали, причем это длина в смонтированном состоянии и без установочного язычка (в свободном состоянии они короче). Например, для футорки М6, 2d длина будет составлять два диаметра, то есть 12 мм.

Типы резьбы:

Ремонтные футорки доступны с различными типами резьбы и конфигурациями шага, включая UNC, UNF, метрическую крупную и мелкую резьбу, UNEF, UNS и трубную резьбу.

Из какого металла изготавливают вставки?

На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая твердостью 425 – 550 HV (по Виккерсу) марки А2 и А4. Для специальных целей производители выпускают их из таких материалов, как Nitronic 60, жаропрочный сплав Inconel X, титан и фосфорная бронза.

Преимущества использования ремонтных вставок:

  • Данный метод позволяет сформировать резьбу, которая по прочности и надежности не уступает оригинальной, а в случаях с металлами низкой прочности повышает несущую способность резьбы.
  • Прочная сталь, из которой изготовлены ввертыши, снижает риск быстрого износа резьбовой поверхности при частом закручивании и выкручивании крепежа.
  • Резьбовая вставка имеет жесткую посадку без зазоров в изготовленной резьбе, исключающую риск отвинчивания при динамических нагрузках или в момент выкручивания винта.
  • Посаженная с натягом пружинная футорка занимает устойчивое положение без дополнительной фиксации клеем и обеспечивает равномерное распределение усилие от болта по всей длине отверстия.
  • Описываемая система дает возможность создавать в мягких материалах (дерево, пластик) надежную стальную резьбу, а также сделать резьбовое соединение в хрупких и тонкостенных деталях.
  • С помощью резьбовых вставок можно осуществить легкий переход от одного вида резьбы на другой, например: с левой на правую, с метрической на дюймовую, с мелкой на крупную и наоборот.

Использование пружинных вставок открывает новые возможности для конструирования, дает свободу в выборе материала и размера крепежных элементов. Возможность быстро отремонтировать резьбовое отверстие избавит от необходимости замены дорогостоящей детали. В случае необходимости ремонтные вставки можно демонтировать при помощи все тех же инструментов, входящих в «систему».

Видеодемонстрация установки ввертшей