Как убрать гравировку с металла?

Гравировка на фарфоре

Нанесение надписи или изображения на фарфоровой посуде — ремесло, которое появилось много столетий назад и до сих пор не утратило своей актуальности. При помощи гравировки на фарфоре можно изготовить именной подарок или сувенир, и с течением времени он будет только увеличивать свою ценность. Такие изделия подходят как для личных коллекций с историей семьи, так и для профессиональных коллекционеров.

Техника выполнения

Технология была заимствована из ювелирной отрасли, а также – из техник обработки по металлу, которые применяли оружейники для декора мечей, сабель и прочих доспехов.

Для тех, кто только начинает свой путь в коллекционировании таких изделий, необходимо научиться понимать разницу между обычной росписью и нанесением гравировки. Роспись выполняется намного проще, но при этом она недолговечна. Реальная стоимость таких работ намного меньше, а новички, которые не видят различий, могут ошибиться и заплатить за рисунок дороже его реальной стоимости.

При гравировании присутствует обязательный этап – резание или нанесение насечек с повреждением глазури. Гравировка может быть выпуклой с определённым рельефом или углублённой. Таким образом могут выполнять рисунки, эмблемы, вензеля, орнаменты, подписи и любые другие изображения.

Чтобы сделать гравировку на фарфоре, необходимо специальное оборудование. Основной инструмент – резец. Он может быть в виде бора или фреза, штихеля, пуансона и т.д. В современной гравировке роль резца чаще всего выполняет лазер. Таким методом можно осуществлять обширные работы по конвейерному принципу, поэтому современное гравирование на фарфоре намного уступает в цене работам мастеров, которые занимаются этим по классическим технологиям. Даже сложные гравюры легко переносятся на посуду или фарфоровые изделия с любым рельефом благодаря специальным компьютерным программам.

Нанесение рисунка или надписи на фарфоре требует особого подхода. Это связано с тем, что у материала низкая пористость по сравнению, например, с фаянсом, и небольшое водопоглощение.

Варианты

Для коллекций чаще всего востребованы такие изделия:

  • Посуда. Это не только блюдца, тарелки или чашки, но и большие блюда или подносы. На крупных предметах гравюра традиционно размещается по центру или в левом верхнем углу. Чашки могут быть украшены вдоль верхнего круга внутри или снаружи, на дне. Иногда надпись спрятана от глаз, например, на донышке с обратной стороны.
  • Вазы. Эти предметы гравируются в тех местах, где рельеф наиболее гладкий, без сильных перепадов.
  • Скульптуры. Именно их в первую очередь начали гравировать мастера, поэтому в коллекциях они представляют наибольшую ценность за счёт срока давности. Место выбирается таким образом, чтобы гравюра выглядела уместно и аккуратно.
  • Часы. Это могут быть настенные часы или часы в корпусе. Особенно ценятся экземпляры германских часовщиков.
  • Фарфоровые кулоны. Были ценным подарком дамам высокого происхождения к знаменательным событиям. Иногда выполнялись в форме медальонов. Эти фолианты есть только в частных коллекциях.

Для изделий, которые готовят на подарок или в качестве сувенира, выбирают такие варианты:

  • надпись на предметах сервиза;
  • монограмма – первые буквы имени и фамилии владельца, чаще всего закруглённые, переплетённые;
  • корпоративная атрибутика с логотипом фирмы – всё больше набирает обороты в последнее время.

Восстановление после реставрации

Антикварные предметы после поломок или повреждений на отдельных участках нередко подвергаются реставрации или полномасштабному ремонту. Выполняют тонирование на месте нанесения гравировки, если она попала в область восстановления. Подобная реставрация должна проводиться мастерами высшего класса, способными подобрать такие средства, чтобы оригинал не отличался от зоны поломки. Места склеек или наращивания не должны выделяться на основном фоне оригинала, поскольку это может существенно ударить по стоимости коллекционного экземпляра.

Разновидности

Для коллекционеров, приступающих к скупке гравировки на фарфоре, или для тех людей, которые хотят заказать такое изделие себе или на подарок, важно знать особенности разновидностей этих работ. Дело в том, что не все из них применимы для фарфоровых изделий. Например, гравирование с протравливанием кислотой подходит только для металла. Алмазная гравюра тоже не используется для керамики. Она применяется для нанесения изображений на стекле и зеркалах.

Лазерная

Именно эта технология сейчас встречается в подавляющем числе гравёрных мастерских. Для выполнения приобретают углекислотные лазерные системы, которые дают изображение высокого разрешения. Это позволяет наносить гравировку любого уровня сложности с огромной точностью. Возможно изображать мельчайшие детали и миниатюрные буквы.

Лазерная гравировка даёт возможность обрабатывать фарфор бесконтактно, закрепив единицу в держателе. Это избавляет от риска повреждения посуды с максимально бережным нанесением.

Основные преимущества гравировки на углекислотном лазере:

  • высокая точность маркировки;
  • разрешение до 1200 точек на дюйм;
  • возможность использования без фиксации изделия в последних модификациях;
  • скорость при нанесении большеформатных гравюр;
  • вариабельность контрастности в зависимости от мощности аппарата.

При этом стоимость лазерного нанесения по фарфору намного ниже, чем ручного, а качество таких рисунков будет выше. Цена остаётся стабильной, ведь износа оборудования в ходе работы нет, смена деталей и ремонт необходимы чрезвычайно редко. К тому же при эксплуатации не появляется стружка, и уборка в обычных масштабах не нужна.

Ручная

Технология ручной гравировки по фарфору доступна только настоящим мастерам. В первую очередь это связано с капризностью и сложностью материала. Только приобретя значительный опыт, специалист может выполнять работу разного уровня сложности. Таких мастеров – единицы, и найти их можно не в каждом городе. Важно не испортить изделие, а придать ему изящество. Специалист даст совет по месторасположению гравюры, размеру и цветовой гамме.

Очень важно не спутать гравирование с обычным нанесением надписей в технике рисования. Надписи серебристой или золотой краской без насечек очень быстро теряют цвет, могут тускнеть, слущиваться. Уже через несколько лет такое изделие выглядит неопрятно и теряет свою ценность. Чтобы посуда осталась эффектной даже через десятилетия, нужно обратить внимание на технику выполнения. Не последним фактором является цена: гравировка не может быть дешёвой, так как мастер проходит длительное обучение в процессе становления.

Ручная техника по фарфору выполняется двумя методами:

  • с помощью бормашины – она позволяет вырезать тонкие линии;
  • с помощью серебряного стержня – для полос стального цвета.

На первом этапе в верхнем слое глазури вырезанием делают эскиз. Толщина насечек должна быть такой, чтобы краска, которую будут наносить, проникала до пористой структуры фарфора. Именно туда ложится пигмент.

В полученный рельеф наносят краску. Традиционно используют серебристые и золотистые пигменты. Все классические изделия выполняют в этой палитре на белом фоне. На цветном участке наносят только некоторые маркировки, отличительные знаки именитых фарфоровых мастеров и пр.

Один из параметров, на котором всегда акцентируют внимание – скорость выполнения таких заказов. Специалисты рекомендуют не гнаться за быстротой исполнения, так как качественная работа не терпит суеты и торопливости.

Важные моменты

При покупке начинающим коллекционерам нужно обращать внимание на то, чтобы надпись была оригинальной. В первую очередь следует просмотреть шрифт, так как гравировка на поверку может оказаться обычной надписью. Дать оценку подлинности может только специалист. Он проведёт сличение оригинала с имеющимся экземпляром, ведь иногда авторскую надпись полностью копируют. Именно мастер скажет, действительно ли изображение нанесено в тот период, которым датируется. Подделки иногда касаются сувенирной продукции, подаренной известным людям, особенно – советского периода.

Удаление гравировки

Бывает так, что нанесённая надпись удешевляет предмет из коллекции. Она может быть выполнена некрасиво или расположена таким образом, что портит внешний вид. В таких случаях владелец может убрать гравировку.

Важно понимать, что этот процесс непростой, так как пигмент попал под глазурь и заполнил поры фарфора. В первую очередь нужно обратить внимание на цвет. Серебристые наносились при помощи алюминиевых насадок на бормашину, а золотые – насадками из сложных сплавов. Алюминий – более мягкий металл, поэтому можно попытаться вывести такие гравировки. С золотистыми, увы, не справиться самостоятельно. Дело в том, что после восстановления толщина глазури, сила блеска и оттенок фарфора могут не совпадать с фоном, а это снизит стоимость изделия.

Иногда серебристые надписи из-под алюминиевых насадок можно удалить составами для удаления ржавчины с сантехнической керамики, среди компонентов которых есть соляная кислота. Советуют применять ватные палочки, чтобы область нанесения была точечной. Рекомендуется предварительно опробовать способ на маленьком участке. Наносить состав необходимо несколько раз, оставляя на 30 минут, после чего протирать шершавой стороной губки для посуды. Иногда достаточно 3 нанесений, но в отдельных случаях жидкость должна работать 5-7 раз.

Все манипуляции обязательно проводить в резиновых перчатках. Брать голыми руками использованные ватные палочки нельзя.

Любые химикаты могут вызвать изменение цвета фарфора, поэтому для восстановления рекомендуется отдать изделие высококвалифицированному специалисту.

ВСЯГРАВИРОВКА

ПродукцияБейджи
гардеробные номерки
шильды, наклейки
панели приборов
пакеты ПВД
упаковка

Наградная продукциядипломы и плакетки
призы из стекла
призы из акрила
нестандартные призы
Наградные вымпелы
Грамоты

Полиграфиявизитки
листовки, бланки
открытки, приглашения
буклеты
брошюры
грамоты, дипломы
бумажные пакеты
календари
блокноты
папки

Сувенирная продукцияручки пластиковые и металлические
ежедневники, планинги, визитницы
термосы, кружки
флэшки
брелоки
антистрессы

Текстильфутболки, майки, поло
ветровки, куртки
бейсболки, кепки, козырьки
банданы, платки
зонты
спецодежда, фартуки
пледы

Новости

  • Акция! Скидки на комплексные заказы.
  • Бейджи с заливкой смолой
  • Ежедневники из кожи Malaga

Статьи

Гравировка и чернение. FAQ

Гравировка и чернение. FAQ.

Данная статья будет интересна, кто не очень знаком с процессом лазерной гравировки и последующим чернением гравировки. В основном это касается менеджеров РА и посредников, начинающим гравировщикам, так как чаще всего у них стоит задача грамотно объяснить своим клиентам, как будет выглядеть лазерная гравировка на той или иной поверхности или сувенире. И про чернение то же самое, нужно не нужно, можно ли сделать, как будет выглядеть.

Читайте также  Как сделать форму для отливки металла?

Здесь будут рассмотрены вопросы гравировки и чернения исключительно по металлу, так как по остальным материалам чернение после гравировки либо не возможно, либо редко необходимо.

Сначала про гравировку на металле, чтобы понимать, стоит ли делать чернение по гравировке.

Гравировку можно разделить на два основных вида:

1) Лазерная гравировка по “чистому” металлу, без краски, лака и т.п. – проще говоря, лазерный луч по заданному макету нарушает поверхность металла, при этом делая поверхность металла шероховатой и меняя её. Цвет гравировки зависит от того какой металл гравируем:

— на алюминии чаще всего гравировка получается белой или серой

— на нержавейке и латуни – серой, темно серой или коричневой

— другие металлы и сплавы, тогда по внешнему виду сложно угадать, что получиться, чаще всего, даже при нашем огромном опыте, мы рекомендуем делать образец.

Примеры гравировки без чернения.

2) Лазерная гравировка по металлу с покрытием (анодированным, лаковым, лакокрасочным) – лазерный луч снимает покрытие с поверхности до металла (основания) иногда тоже делая шероховатой поверхность металла (основания) под краской, а иногда получается почти глянец. Цвет гравировки зависит от того какой металл под покрытием:

— если алюминий или нержавейка — гравировка получается белой, серой или серебристой,

— если латунь – жёлтой или золотой.

Стоит знать, что цвет гравировки зависит от качества металла-основания, бывали случаи, когда из за некачественного основания гравировка получалась неравномерного цвета, пятнистой, или просто не яркого золотого или серебряного цвета, а тёмной.

Примеры гравировки по металлу с покрытием.

Итак, теперь про гравировку с чернением.

Есть три способа чернения:

1) чернение лазером – это когда ставятся мощные параметры на гравировку, и на большинстве металлов можно таким способом добиться практически чёрной гравировки. Из плюсов – конечно, такое чернение не стирается. Из минусов — с коммерческой точки зрения этот способ весьма не конкурентный, так как по времени может быть в 5-10 раз дольше обычной гравировки, что по идее должно так же отражаться на цене в сторону увеличения.

2) чернение с помощью химических реактивов – они окисляют металл, и он темнеет, чернеет. Из плюсов этой технологии – такое чернение не стирается. Из минусов:

— нельзя чернить «чистый» металл, так как этот процесс носит стихийный, а не выборочный характер и чернит весь металл и с гравировкой и без,

— так как это, по сути, химическое травление, то это достаточно мощный и часто сложно контролируемый процесс, бывает при некачественном покрытии (чаще всего лако-красочном) процесс окисления металла не останавливается на границе гравировки и краски, а продолжает, происходить и под краской тоже, конечно далеко он не заходит, но края краски вокруг гравировки он разрушает, получаются сколы, расслоение краски

— есть сплавы, которые травление практически не чернит

— достаточно долгий процесс

— вредный для здоровья людей осуществляющих процесс чернения, для конечных пользователей продукции – безвреден.

3) чернение копиркой (тонера) – самый простой и чаще всего применяемый в гравировке, в том числе и нами.

Технология проста — мелкие частицы тонера втираются в гравировку, и остаются на ней за счёт того что поверхность металла после гравировки имеет шероховатую поверхность. Из плюсов:

— можно чернить только гравировку, не затрагивая остальной металл или покрытие вокруг гравировки

— делается в разы быстрее химтравления и чернения лазером

— безвреден в отличии химтравления (для людей, которые это делают).

— со временем вытирается при использовании продукции, конкретный срок службы трудно определить, зависит от:

— металла из чего сделана продукция, так как на разных металлах лазер делает разную шероховатость, за счёт которой и держится тонер

— от условий эксплуатации (особо любопытные и настырные стирают чернение пальцем, ногтем, шероховатой тряпкой за несколько минут).

Без чернения С чернением
Без чернения С чернением
С чернением
С чернением Без чернения

Так же про гравировку стоит знать (случаи из нашего многолетнего опыта):

1) Некоторые китайские (и не китайские) производители при изготовлении брелоков, ручек и прочей сувенирной продукции используют дешёвые металлы типа силумин и прочие сплавы, которым придают презентабельный глянцевый вид, нанося тонкое металлическое напыление «под» глянцевое или матовое серебро или золото. Результаты гравировки и цвет гравировки на таких изделиях — не предсказуемы, часто бывает что из-за того что покрытие очень тонкое, или не качественно положено, при гравировке оно начинает вспучиваться, даже облезать. Гравировка либо не получается вообще, либо имеет непрезентабельный вид и что хуже всего даже чернение может не ложиться на такой металл.

2) Часто встречающаяся ошибка производителей сувенирной продукции, особо часто встречается на ручках – если ручка крашенная (черная, синяя, красная, не важно) и имеет серебряную фурнитуру (клип, колечки, кнопку) – но гравировка на ней (на крашеной части) получается желтой или золотой из-за того, что под краской металл жёлтый, чаше всего латунь. Если красные, синие, зелёные ручки ещё можно потом зачернить, то на чёрных ручках вряд ли что исправить, так как гравировка после чернения сольётся с чёрнымкорпусом и будет не видна.

Гравировка на металле своими руками в домашних условиях — инструкция и видео

О нанесении надписей на металле при помощи специальных красок или лаков говорить не имеет смысла. Кстати, это тоже один из способов гравировки на металлах. Но сколько продержатся на образце такие рисунки, символы, значки? Любым из растворителей они смоются довольно быстро, хотя и из-за банального истирания срок их службы будет небольшим. Существуют более эффективные технологии гравировки металлов, о которых мы и поговорим.

Только вот все ли они подходят для самостоятельного исполнения, да еще в домашних условиях? Когда о них просто читаешь, все понятно и легко. Но практическая реализация – дело другое.

Гравировка лазерным лучом

Такой способ считается самым эффективным, так как позволяет нанести на металл узор (рисунок) любой сложности, «прописать» на нем тончайшие линии, мельчайшие значки. Но с учетом того, что для гравирования образцов по такой методике понадобится дорогостоящее оборудование, она приемлема лишь для тех, кто решил это ремесло сделать своим бизнесом, то есть поставить производство «на поток».

Вряд ли кто захочет выкладывать кругленькую сумму только ради того, чтобы нанести памятные надписи на пару-тройку чайных ложечек или на лезвие охотничьего ножа. Услуги профессионалов в любой мастерской обойдутся дешевле.

Гравировка механическая

С принадлежностями здесь гораздо проще – придется приобрести лишь набор требуемых фрез и сам гравер. Часто для этих целей используется бормашина (кто хоть раз посещал стоматолога, знает, что это такое). Как вариант – нанесение изображений резцами.

Качество надписей получится высоким, но только при условии – если имеются не просто познания в этой области, но и большой практический опыт. Эта работа требует «острого глаза» и твердой руки. Многие ли из нас могут похвастать своим мастерством? Получается, от задуманного до реально исполненного пройдет довольно много времени, необходимого для приобретения навыков. Кого устраивает такая перспектива? Кроме того, нужно еще уметь и правильно затачивать резцы (штихели), если работа ведется с их помощью.

Рассмотрим методику эл/химического травления с целью нанесения надписей. Она из категории простейших, и кто занимался хромировкой металлических деталей в домашних условиях, суть схватит сразу.

Способ гравировки 1

    Стеклянная емкость (по размеру обрабатываемой заготовки). Естественно, не бутыль с узким горлышком, а банка, стакан или ванночка. Источник постоянного напряжения (до 15 В). Он должен давать ток 0,5 А, как минимум. Оптимальный вариант – зарядное устройство для АКБ личного авто. Автор именно его и использовал. Хотя некоторые умельцы для этих целей берут зарядники аккумуляторов бытового инструмента (шуруповерта и так далее), и даже сотовых тлф. Парочка проводов для присоединения и зажимов (например, типа «крокодил»). Любая металлическая заготовка (та же ложка), которая будет играть роль второго электрода. Солевой раствор. Концентрация определяется на «глазок», поэтому общая рекомендация такая: на стакан воды – 2 ложки (чайных). Лак. Он понадобится для окрашивания сегмента металла, на котором планируется нанесение гравировки. В большинстве статей, посвященных эл/химическому способу, есть советы по применению состава для ногтей. Автор, чтобы «не травмировать» жену такой расточительностью, использовал так называемый цапон-лак, который хорошо известен радиолюбителям и эл/монтажникам. Стоит копейки, не дефицит, и легко снимается растворителем.

Технология гравировки

Готовится электролит

Вода заливается в тару, загружается соль в требуемом количестве (в зависимости от объема) и тщательно перемешивается, до окончательного растворения. От этого во многом зависит качество гравировки.

Готовится деталь (изделие, образец) для нанесения чего-либо

Размеры надписи или рисунка известны, поэтому определиться с площадью покрытия металла лаком несложно. После того, как слой немного «схватится», прорисовывается требуемый контур. Чем – иголкой, тонким шилом, зубочисткой, отточенной спичкой и тому подобное – решать вам, уважаемый читатель. Как удобнее выполнять работу своими руками, так и делать. Задача – по линиям рисунка «оголить» металл основы, чтобы обеспечить его прямой контакт с электролитом.

Можно поступить и по-другому. Подождать, пока лак полностью просохнет, и только потом «процарапывать» линии. Но это уже детали, и как лучше, несложно решить самостоятельно.

Далее электроды помещаются в раствор

Один обозначен – любая металлическая болванка. Она присоединяется проводом к «–» источника тока. Второй – образец, на который наносится гравировка (к его «+»). Технология похожа на хромирование металла.

Подача напряжения

Время технологической операции определяется визуально. Если глубина травления устраивает мастера, то можно зарядное устройство отключить. Обычно для гравировки по такой методике достаточно не более 5 минут.

Читайте также  Можно ли электролобзиком пилить металл?

Остается вынуть из ванночки металлическое изделие, снять лак, хорошо промыть образец под проточной водой и насухо протереть. Все, гравировка сделана!

Рисунок, надпись можно сделать и выпуклыми.

Для этого необходимо наносить лак на предварительно начерченные (фломастером, карандашом) линии (полосы). А весь остальной, «непокрытый» металл подвергнется травлению.

Способ гравировки 2

Такая технология гравировки несколько сложнее, но для большей информированности читателя рассмотреть следует и ее. Отличие – в методике нанесения изображения на металл.

Плюс – возможность выбора любого рисунка (узора) самой витиеватой надписи независимо от личных художественных способностей. Своими руками его воспроизводить не придется.

Минусы – о них станет понятнее по ходу изложения, так же как и то, что нужно будет приготовить.

Особенности способа

Подготовка рисунка (надписи)

Все, что требуется, несложно найти в интернете и скопировать. Для тех, кто владеет компьютерной графикой – вообще не проблема. Главное, чтобы под рукой был принтер для распечатки.

    Придется делать зеркальное преобразование изображения. Для такой технологии принтер можно использовать только лазерный. Другой тип устройства не подходит. Бумага понадобится не обычная, а тонкая глянцевая. Как вариант – пленка самоклеющаяся. В этом случае заправлять нужно так, чтобы оттиск пришелся на подложку. Можно ее закрепить и на стандартной (офисной) бумаге кусочками этой пленки. Режим «яркость» принтера – на максимум.

После распечатки изображение аккуратно вырезается.

Внимание! Работу следует проводить в перчатках, чтобы исключить контакт пальцев с рисунком.

Подготовка металла

Он очищается от инородных фракций и обезжиривается.

Фиксация трафарета на металле

Чтобы в дальнейшем он не сползал, его желательно закрепить (по краям) липкой лентой.

Термообработка

Заключается в проглаживании трафарета утюгом. Сложность в том, что и время, и температуру нагрева придется подбирать экспериментально. Общая рекомендация – не более 2-х минут при максимальном разогреве утюга.

Охлаждение

После того, как температура металла опустится до комнатной, трафарет снимается.

Далее – травление металла. Один из вариантов этой технологии описан выше.

Остается лишь добавить, что методик гравировки своими руками достаточно много – и с помощью растворов, и без них. Ведь разговор шел о металлах, без указания, каких конкретно – сталь это, латунь или иное. Приведенные выше способы – одни из наиболее распространенных и доступных для реализации своими руками. Как правило, они используются для нанесения гравировки на стальные изделия. Кто захочет освоить буквально все практикующиеся в домашних условиях технологии, без труда найдет соответствующую информацию.

Гравировка на металле: нанесение и виды

Сегодняшнее оборудование и техническое оснащение помогает создавать эстетичные и универсальные картины как собственными руками, так и при помощи специальных аппаратов. В статье разбираем, что такое гравировка по металлу, как и чем её делают, виды, техники и способы нанесения рисунков. Этот метод преображает повседневный предмет в эффектное и оригинальное творение, которое станет отличным подарком или памятной вещью.

Что представляет собой процедура

Гравировальное мастерство является одним из древних методов отделки металлической поверхности. Изначально оно применялось для придания бытовым предметам изыска, после чего вещи передавались из поколения в поколение. Несмотря на то, что это древнее искусство, сегодня его активно используют как для личных, так и для общественных целей (украшение улиц, городских памятников и т.д.).

Раньше роспись осуществлялась исключительно вручную, без помощи специального оборудования. Теперь для этой цели применяются различные аппараты и приспособления, позволяющие создать любой узор, надпись или картину. В зависимости от того, чем делают гравировку на металле и как именно гравировать (выбор методики), получают различные результаты. Поэтому стоит ознакомиться с доступными способами, так как каждый из них имеет свои особенности.

Описание технологий

Стремительное развитие этого ремесла привело к тому, что существует несколько различных способов нанесения изображения на металлическую поверхность. Если изначально для реализации фантазий использовались только руки мастера и простые подручные средства, то сегодня для этого применяются гравировальные аппараты и даже лазер.

Ручная

Данный тип нередко называется художественным, так как нанести гравировку на металл вручную крайне сложно. Это трудоёмкий и затратный по времени процесс, требующий наличия у мастера специальных навыков, знаний и терпения. Для создания необходимого рисунка или надписи применяется только режущий стальной инструмент — штихель. Это специальный резец для нанесения линий и точек разного углубления, которые в дальнейшем превращаются в картину. Подобная работа считается эксклюзивной, поэтому пользуется особой ценностью у людей, желающих заполучить уникальную в своём роде вещь или творение именитого мастера.

Механическая

Механическая гравировка по металлу пользуется популярностью, поскольку отличается особой долговечностью – убрать или стереть рисунок практически невозможно. Она реализуется остро заточенной вращающейся фрезой путём резки материала, имеющего исключительно плоскую поверхность. Фреза расположена внутри гравировального станка, который позволяет получить объёмные и рельефные рисунки. Результат зависит от глубины проникновения сверла, использования разнообразных клише (с учётом характеристик фрезы) и мастерства человека. Главными преимуществами этого вида являются:

  • Гарантия высокой точности и получения желаемого результата с достижением нужной реалистичности.
  • Длительный срок службы. Созданные рисунки не теряют первоначальный внешний вид даже спустя несколько десятков лет и при неблагоприятных внешних условиях.
  • Возможность создавать объёмные изображения.

Подвидом механической методики является алмазная, имеющая некоторые отличия. В ней фреза выполняет ударные движения по поверхности, в результате чего образуется определенный орнамент. После прессинга иглы из алмазов формируются микроскопические точки, из-за которых полученная продукция получает специфический блеск. Алмазная фреза может справиться даже со сложной задачей, но обязательным условием является идеально ровная поверхность.

Пескоструйная

Этот вид имеет и другое название — абразивная обработка. Надпись на металле гравировкой или прочие изображения наносятся травлением верхнего слоя изделия песком или прочими абразивными порошкообразными веществами. Они распыляются мощным воздушным потоком, приводящим к образованию эффекта матирования. Применение специальных трафаретов позволяет получать не только узоры, рисунки или надписи, но даже фотографии.

Для этого вида нанесения изображения требуются пескоструйные системы, маска и воздушный компрессор. Большинство профессионалов отдают предпочтение замкнутым аппаратам средних размеров, так как они фильтруют пыль. Также для реализации этой технологии потребуется много свободного пространства, так как делать гравировку на металле пескоструйным методом можно только при наличии воздушного компрессора, который занимает много места и издаёт сильный шум.

Лазерная сублимация

Эта разновидность подразумевает под собой применение для окрашивания металлических материалов цветного принтера, специальных картриджей, сублимационной бумаги и термопресса. Для получения нужного изображения, в первую очередь, его необходимо распечатать. Полученный трансфер помещается сверху на изделие, после чего на последнее воздействуют высокими температурами, способствующими окрашиванию и переходу веществ из твёрдого состояния в газообразное.

Глубокая лазерная гравировка на металле отличается производительностью и практичностью, что особенно важно для бизнеса, например для сувенирного при нанесении фотографий. Она одновременно сочетает в себе высокую скорость, массовость, точность, низкую стоимость и отличное качество. Эта техника подразумевает под собой применение сфокусированного лазерного луча. Он позволяет корректировать мощность лазера, благодаря чему изображению придают различную тональность и рельеф. Помимо этого, полученный рисунок сохраняется на протяжении долгих лет и не деформируется под влиянием воды или влаги.

Различная мощность лазера для гравировки металла позволяет создавать утонченные и сложные узоры, имеющие необходимую глубину. Лазерное гравирование предусматривает снятие наружного слоя металлической поверхности, что важно учитывать в процессе работы. Отдельно выделяется лазерное контурное гравирование, подразумевающее обрисование исключительно контуров. В большинстве случаев эта методика используется для обработки монет, наград и прочих сувениров. Главными преимуществами лазера называют:

  • Возможность работать на готовой продукции.
  • Неограниченное количество обрабатываемых экземпляров.
  • Низкая цена услуги и отличное качество.
  • Отсутствие необходимости устанавливать опоры и фундамент.
  • Возможность наносить эскизы даже на труднодоступные части изделия.
  • Высокая точность, благодаря которой изделия отличаются реализмом и отличной передачей даже небольших узоров.

Цветная гравировка на металле

Перенос изображений разного цвета происходит при помощи стеклографа, изготовленного в виде карандаша или тушью. После гравирования заготовка покрывается бесцветныым лаком, чтобы на долгий срок сохранить полученный эффект в первозданном виде. Для обеспечения чёткости применяются краски на масляной основе, которыми обрабатывается металлическое изделие. Чтобы добиться насыщенного чёрного оттенка, не обязательно прибегать к профессиональному оснащению. С этой целью можно использовать смесь карбоната калия и серы в пропорции 1:2. Эти вещества нагреваются на слабом огне при постоянном перемешивании.После того, как состав заметно почернел, он снимается с огня, а смесь перетирается в ступе. Как делается гравировка на металле в чёрном цвете:

  1. Смешать состав с водой в пропорции 1:9.
  2. Опустить нужный предмет в заранее подготовленную ёмкость.
  3. Нагреть детали до черноты (должен получиться желаемый цветовой оттенок).

Общая технология

Главными техниками гравировки являются ручная и механическая, которая также делится на объёмный и штриховой тип. Так как сделать гравировку на металле с рисунками, имеющими объём, без применения специальных аппаратов невозможно, то обработка поверхности проводится при помощи трёхмерного метода. Штриховая технология используется при выполнении поверхностных действий. Работа осуществляется в несколько последовательных стадий: нанесение линий контурной обработки и снятие штриховыми движениями участка металлической поверхности.

Для дальнейших манипуляций обязательна хорошая заточка штихеля. Чтобы обеспечить высокое качество, рабочий аппарат обтачивается мелкозернистым точильным камнем, а затем протирается кусочком кожи. Работая с маленькими деталями, приготовьте специальную подушку. Изготавливается она следующим способом: сшиваются заготовки одинаковых размеров, полученный чехол набивается песком. В процессе работы при изменении направления узора, подушка вместе с заготовкой разворачивается в необходимую сторону, что обеспечивает удобство нанесения рисунка.

Как гравировать на металле гравёром

Работать с гравёром можно даже в домашних условиях. Рабочее место должно быть просторным и хорошо освещённым. Перед началом работы на поверхность изделия обычным карандашом, маркером или копировальным листом наносится эскиз. После этого по нанесённым линиям вырезаются узоры. При этом важно следить за тем, чтобы фрезы шли в единой направленности. Завершающим этапом является обработка прозрачным закрепляющим лаком или воском.

Читайте также  Как отделить серебро от других металлов?

Как делать гравировку на металле на станках с ЧПУ

Фрезерные станки с ЧПУ активно эксплуатируются для создания памятных металлических сувениров. Они дают возможность значительно увеличить производительность и ускорить рабочий процесс. Особой популярностью пользуется нержавеющая сталь, отличающаяся прочностью, эстетичностью, демократичной ценой, устойчивостью к коррозийным изменениям и временному износу. Используемые станки имеют особые крепежные системы для заготовок нестандартных габаритов.

Сегодня гравировка по металлу на станках с ЧПУ пользуется повышенным спросом в ресторанном бизнесе. Наличие логотипа на столовых приборах придает статусность и оставляет приятное впечатление у гостей заведения. Процесс нанесения изображения на фрезерном станке происходит в несколько стадий:

  1. Подготовка рисунка в специальной программе.
  2. Составление маршрута прохождения фрезы. На данном этапе нужно уделить особое внимание подбору фрезы и частоте её вращения. Также подбирают участок, на котором будет располагаться эскиз будущей картины или надписи.
  3. Фиксация заготовки на станке. Если необходимо, сверху наносится специальная смазка, обеспечивающая лучший результат.
  4. Закрепление фрезы в шпинделе посредством цанги, имеющей нужный диаметр.
  5. Проверка уровня жидкости в механизме.
  6. Загрузка программы управления станком и завершение автоматизированной работы.

Существует множество способов нанесения изображений на сувенирную и подарочную продукцию. Однако на протяжении многих лет успехом пользуется гравирование по металлу.

Помимо создания таких шедевров руками мастера, можно воспользоваться высокотехнологичным аппаратами, обеспечивающими высокую точность и отличное качество нанесённого изображения. Они способны создать любые надписи и даже настоящие художественные картины, неподвластные умениям человека. Автоматизированная система самостоятельно устанавливает правильную глубину, а также определяет, какая мощность лазера нужна для гравировки металла и нанесения фото (при лазерной методике).

Чтобы получить оригинальный, качественный рисунок, обращайтесь в компанию «Сармат». Наши специалисты за максимально короткое время создадут для вас уникальное изделие при помощи лазерного гравировального станка в точном соответствии с вашими пожеланиями.

Лазерная гравировка по металлу — с пастой или без?

Лазерно-гравировальные станки с ЧПУ отлично справляются с нанесением изображений на поверхности заготовок из самого разного материала. При этом технические характеристики лазерных станков (высокое разрешение оптической системы, прецизионная механика, «умная» электроника) позволяют гравировать изображения с очень высоким качеством. Даже узоры, изобилующие мелкими деталями получаются контрастными, чёткими с идеальной детализацией. Причём такие показатели достигаются на вполне «бюджетных» моделях лазерных станков. А настольные мини-граверы зачастую обеспечивают даже лучшие качество гравировки, чем старшие «собратья», хотя и уступают им в производительности резки.

Для гравировки изображений в память лазерного станка с ЧПУ загружается программа, базирующаяся на векторном или растровом графическом файле. Такой алгоритм позволяет максимально упростить программирование станка — любая работа дизайнера уже является заданием на обработку. Графический эскиз требуется лишь незначительно доработать. Специальный «софт» поможет создать на базе эскиза маршрут движение излучателя и экспортировать его в файл, «понятный» для ЧПУ-контроллера лазерного станка. В свою очередь кинематические характеристики инструментального портала станка (несущего лазерный излучатель) позволят воплотить сложный маршрут обработки — вплоть до создания 3D-изображений (на 100% соответствующих исходному компьютерному эскизу).

Особенности лазерной обработки металлов

Лазерные станки с ЧПУ способны работать с очень широкой гаммой материалов, обеспечивая при этом высочайшее качество гравировки. Так, даже для мелких изображений невооружённым глазом различимы символы, площадью до 1 мм2. Однако подобная лёгкость справедлива лишь для неметаллических заготовок.

Для большинства моделей недорогих СО2-лазерных станков с ЧПУ металл является «твёрдым орешком». Во-первых, принципом обработки лазером является воздействие лучом концентрированной энергии на поверхность заготовки. За счёт этого температура в зоне обработки резко поднимается и материал заготовки испаряется. При этом быстрота процесса обеспечивает лишь локальный нагрев — тепло из зоны обработки просто не успевает перейти в соседние слои материала, а практически целиком отводится с испаряемыми газообразными отходами. Этим достигается высокое качество обработки лазером — тонкий шов и аккуратные (без обгорания) края.

Однако металл обладает высокой теплопроводностью. Поэтому при «облучении» лазером тепло из зоны обработки мгновенно отводится в «массу», и обрабатываемая поверхность просто не может нагреться до температуры испарения. Тем более что эта температура у металла довольно высокая (по сравнению с деревом, пластиком или даже натуральным камнем).

Во-вторых, гладкая поверхность металла является прекрасным отражателем для лазерного луча видимого диапазона. По иронии, именно фотоны с частотой колебаний, характерной для генерации СО2-лазером, лучше всего отражаются металлом. Таким образом, энергия, генерируемая лазерной трубкой обычного станка с ЧПУ, легко поглощается или рассеивается поверхностью без необходимого для обработки нагрева металла. И продуктивная обработка металлических заготовок оказывается крайне затруднённой.

Конечно, существуют специальные модели лазерных станков для уверенной резки даже толстых заготовок (например станки с твердотельным лазером, не говоря уже о плазменных генераторах). Однако это оборудование совершенно иного типа и стоимости. Тем не менее, для обработки металла (в частности — гравировки металлических изделий) на «обычных» СО2-лазерных станках с ЧПУ существует несколько весьма привлекательных способов.

Паста для гравировки

При помощи специальной пасты, наносимой на металлическую поверхность заготовки, лазерный станок с ЧПУ способен выполнять качественную контрастную гравировку самых разных изображений. Суть технологии заключается в следующем: металлическая поверхность покрывается специальным составом (густым, в виде пасты — отсюда и происходит название). Паста наносится очень тонким слоем (лучше всего для этого использовать кисть) и только на «голую» металлическую поверхность (без всяких покрытий — красок, лаков, наклеек и пр.).

После этого металлическая заготовка помещается в лазерный станок с ЧПУ. Запускается процесс гравировки по заранее разработанной программе (естественно, размер гравируемого изображения должен не превышать покрытую пастой поверхность изделия). В местах «облучения» лазером паста каталитически способствует «выгоранию» очень тонкого слоя поверхности металла. В результате, после окончании обработки (и смыве остатков пасты) на металлической поверхности остаётся контрастных узор высокого качества.

При гравировке с использованием пасты отличные результаты получаются на заготовках из нержавеющей стали, титана, а также цветных металлов. Причём для обработки вполне сгодится лазерный гравер «начального» уровня (достаточно мощности лазерной трубки всего 40 Вт).

Аналогичным составом для лазерной гравировки на металлической поверхности является специальный спрей. Он действует подобно пасте, но отличается способом нанесения (распыление аэрозоля на заготовку порой оказывается более удобным) и способом хранения (в баллонах под давлением), а также сравнительно небольшим сроком годности.

Лента для гравировки лазером

Аналогом пасты или спрея является специальная лента «CerMark». При гравировке металлических поверхностей при помощи ленты на лазерном станке с СО2-трубкой получается чёрный контрастный рисунок высокого качества. В отличие от пасты, работа с лентой совершенна безопасна для здоровья.

Алгоритма гравировки с применением ленты CerMark следующий:

  • очищается и обезжиривается металлическая поверхность (гравировку следует проводить только на плоской поверхности!);
  • отрезок ленты нужного размера приклеивается к поверхности заготовки (следует плотно нажать и разгладить ленту для равномерного прилегания);
  • в настройках гравировки выбирается максимальная мощность (справедливо для лазерной трубки в 40 Вт);
  • скорость обработки вычисляется путём умножения максимальной мощности трубки на коэффициент 0,3 (в нашем примере — для лазерной трубки мощностью в 40 Вт, скорость гравировки составит 12);
  • по окончании гравировки следует удалить остатки ленты и протереть металлическую поверхность влажной тканью (или промыть водой).

Лазерная гравировка металлов плюс электролиз

Довольно известным «кустарным» способом является покрытие металлической поверхности косметическим лаком (или парафином) с последующей гравировкой на лазерном станке с ЧПУ и погружением в электролитическую ванну.

Несмотря на кажущуюся сложность, такой способ позволяет получить отличные результаты — особенно при гравировке на выпуклых поверхностях (к примеру, столовых ложках). Да и цена подобного метода (в сравнении со стоимостью пасты) оказывается ниже. Однако к его недостаткам относится дополнительная работа по созданию «электролитической ванны» и трудоёмкий подбор состава электролита (для получения качества гравировки, сравнимого или превосходящего таковое при использовании пасты).

Суть метода очень проста: металлическая поверхность обезжиривается и покрывается тонким слоем косметического непрозрачного лака. После высыхания лака, заготовка помещается в лазерный станок с ЧПУ и выполняется гравировка изображения (строго по «замалёванной» площади!). Параметры обработки (для лазера с трубкой мощностью 60 Вт): мощность — 18%, скорость — 137 мм/с.

Затем, заготовка погружается в ёмкость с водно-солевым растровом поваренной соли в обычной водопроводной воде. Заготовка должна погружаться так, чтобы слой лака был выше уровня жидкости (при нанесении лака следует это учесть). В ёмкость также опускаются две полоски из нержавеющей стали (электроды). Суммарная площадь полосок должна быть выше, чем вытравливаемая площадь гравируемого изображения. К электродам из нержавейки подключается источник постоянного тока (к примеру, зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов). На заготовку должен подаваться «плюс», на электроды — «минус».

Источник питания включается на 3-15 минут, после чего процесс считается законченным. В течение электролиза крайне нежелательно шевелить заготовку! Финальным этапом является снятие лака (специальной жидкостью) и протирка металлической заготовки сухой чистой тканью.

После должной отладки и нескольких пробных подходов, метод гравировки лазером с последующем электролизом даёт отличные результаты — изображение на поверхности металла получается чётким и контрастным (при глубине гравировки порядка 0,1 мм).

Детальный видеообзор на профессиональный лазерный станок Wattsan 6040. Внутренее устройство и технические характеристики оборудования.

Побывали в гостях на производстве предприятия «АЛЬТАИР», которое успешно занимается производством деревянных игрушек и сувенирной продукции.

Видео с производства компании Пластфактория — наш уже постоянный клиент, который занимается POS-материалами и работает с крупными косметическими брендами.