Как наносить поталь на дерево?

Как и чем клеить поталь: выбор клея и инструкция по нанесению

  • Правила выбора клея для потали
  • Виды клея для золочения поталью
  • На основе спирта
  • На водно-акриловой основе
  • Масляный
  • Преимущества клея на основе масла
  • Популярные марки клея для потали
  • Как сделать микстион своими руками: два рецепта
  • Как склеить трансферную поталь: инструкция
  • Советы профессионалов
  • Подводя итог

Поталь – это тончайшие листы сплавов с частичками вкраплений драгоценных металлов. Применяют их для золочения или серебрения лепнины из гипса, пластмассовых и керамических изделий, дерева, стекла, металла. Чтобы имитация сусального золота на изделиях из разных материалов смотрелась красиво, нужно правильно подобрать клеевой раствор.

Изделия, обработанные пленочной позолотой, практичны и великолепно смотрятся при любом освещении. Поэтому все больше мастеров отдают своё предпочтение этому материалу для художественного оформления поверхностей.

Правила выбора клея для потали

Клей для потали имеет обобщенное название – мордан. Также производители часто его еще называют микстион.

По основному компоненту они могут быть:

  • спиртовыми;
  • водно-акриловыми;
  • масляными.

Выбрать оптимальный клеевой раствор помогут такие нюансы:

  1. Время высыхания. Под этим критерием подразумевается еще и срок сохранности клейких свойств. Чем он больше, тем дольше придется работать с поверхностью, чтобы в итоге добиться желаемого результата. Клеящий раствор отличается повышенной липкостью.
  2. Уровень влажности в комнате. Для сухих комнат лучше выбрать раствор с долгим сроком сушки. А для влажных подойдут быстросхватывающиеся составы.
  3. Пыль в комнате. Мелкие частицы в воздухе могут серьезно снизить уровень адгезии. Работая в пыльных помещениях, лучше выбирать клеевой раствор с продолжительным сроком сушки.
  4. Площадь нанесения потали. Если предполагается проводить позолочение большой площади, то над слоем клея придется потрудиться. Поэтому подойдет клей с продолжительным сроком сушки. Небольшие площади лучше обрабатывать быстросохнущими составами на водной основе.
  5. Свойства материала предназначенного для покрытия поталью. Если поверхность гладкая и гигроскопичная, то подойдут составы с любой основой. Поверхности с впитывающими свойствами, предварительно покрывают грунтовкой. При работе с гипсом и деревом применяют особые составы.

Поталь для золочения будет держаться крепко и радовать глаз, если правильно подобрать клей и следовать всем рекомендациям при работе с ним.

Виды клея для золочения поталью

Клей для сусального золота бывает нескольких видов, и все они отличаются основой. Она может быть спиртовой, акриловой, масляной или водной.

Наиболее популярны составы на спиртовой основе. Спирт испаряется быстрее, чем вода. Но многие мастера в качестве экономии, выполняя позолочение поталью, останавливают выбор на акриловых составах.

На основе спирта

Клей для потали на основе спирта отличается стабильной и длительной липкостью. Благодаря таким свойствам поталь можно приклеивать в течение 2 суток.

После проведения золочения нужно всю работу «запечатать», нанести защитные составы, чтобы повысить стойкость к износу готового изделия.

На водно-акриловой основе

Клеящий состав на водной основе представлен в нескольких видах:

  • клеевой раствор белого цвета, после полного высыхания становится бесцветным, можно встретить продукты с пигментами, например, Permacoll;
  • паста используется для нанесения декора на поверхности из пористых и впитывающих материалов, например, из гипса или дерева, после нанесения пасты изделия приобретут матовость;
  • маркер или карандаш предназначен для выполнения тонких работ и художественного нанесения.

Клей на водно-акриловой основе имеет среднюю вязкость и не требует дополнительного разведения. После нанесения слоя клеевого раствора работы по позолочению можно начинать спустя 15, 30 или 60 минут. Время указано на упаковке с продуктом.

Обязательно учитывается уровень влажности в помещении и толщина слоя нанесения материала. Специалисты рекомендуют дать клею тщательно высохнуть – около 8 часов, а после наносить поталь.

Масляный

В сравнении с аналогами на спирту, масляные растворы имеют низкий порог клейкости, а это серьезные трудности при работе с ними. Подобные растворы требуют особых условий в помещении: оптимальный уровень влажности и температурный режим. Работая с ними, нужно следить за толщиной слоя.

Новичкам работать с масляными растворами не рекомендуется, так как есть масса нюансов, требующих определенных навыков у мастера.

Преимущества клея на основе масла

Клей для потали на масляной основе обладает массой плюсов:

  • затвердевая, формирует прочную позолоту;
  • не требует нанесения дополнительной защиты.

Быстросохнущие масляные растворы содержат в своем составе ускорители – сиккативы. Обычные растворы полимеризуются в течение 12 часов, но в них почти нет примесей, а только натуральные масла.

На упаковке с раствором всегда указано время полного высыхания. Количество времени может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от уровня влажности и температуры в помещении. Учитываются особенности материала, покрывающегося позолотой.

Быстросохнущие продукты рекомендовано использовать в условиях высокой влажности, а долгосохнущие применяют для декорирования экстерьера в сухих и непыльных помещениях.

Популярные марки клея для потали

Лучший клей для потали от зарубежных и отечественных компаний:

  1. Kolner Permacoll Size. Клей на водно-акриловой основе немецкого производства. Подложку из гипса или дерева следует обрабатывать лаковым покрытием марки Sealer-123A. Поверхности с отталкивающими свойствами покрываются двойным слоем защиты. Лакированные и синтетические поверхности покрываются микстионом после обезжиривания и снятия загрязнений. Выпускается в двух тонах: белом и розовом. Розовый более удобен в работе, так как позволяет контролировать толщину наносимого клеевого состава. После высыхания становится бесцветным. Подходит для золочения икон, орнаментов, декораций в театрах и витражей в магазинах.
  2. Таир. Этот товар рекомендован для трансферной потали, имеет водную основу. Используется для декорирования поверхностей из дерева, металла, стекла и пластика. Поверхности покрывают клеем кистью и уже через 10-15 минут после того, как раствор станет бесцветным, можно наносить поталь. Все излишки легко убираются сухой кистью. Поталь закрепляют лаком.
  3. Ferrario. Аква-клей выпускает итальянский бренд. Рекомендован для проведения объемных работ, выпускается в емкостях по 1 литру. Время полного высыхания зависит от уровня влаги и температуры в помещении, а также толщины нанесенного слоя, поэтому может составлять 1-12 часов.

Чем заменить клей, если вдруг он закончился, и нет возможности купить новый? Изготовить его самостоятельно.

Как сделать микстион своими руками: два рецепта

Специализированный мордан клей – это дорогой товар. Для небольших домашних поделок можно изготовить клей своими руками из подручных средств. Есть два простых рецепта:

  • Для приготовления клея по первому рецепту потребуется иметь под рукой такие ингредиенты: крахмал, сахар, уксус и воду. Потребуется взять 1 ст. воды и всыпать 3 ст. л. сахара, поставить на огонь и довести до кипения. Влить 1 ст. л. уксуса и дать жидкости закипеть. Отдельно в емкость всыпать 2 ст. л. крахмала и длить 1 ст. л. воды размешать. Крахмальный раствор тонкой струей влить в закипевший сироп, перемешивая пока не появятся пузырьки. Остывший клей по консистенции похож на густую сметану.
  • Второй рецепт основан на сгущении сливок под воздействием коньяка. Потребуется взять 1⁄2 ст. сливок высокой жирности и длить такое же количество коньяка. Тщательно все перемешать, но не взбивать. Готовый раствор наносят на материал, оставляют на час, а после используют поталь.

Как склеить трансферную поталь: инструкция

Полноценно работать с декорирующим материалом не получится, пока внимательно не изучить все ее виды. Бывают такие разновидности:

  1. Жидкая. Отличается необычным металлическим сиянием. В состав входят пигменты, лак, растворитель. Применять ее лучше для золочения дерева, стекла, металла, гипса и керамики. Этот вид обладает стойкостью к повышенной влаге, прочностью, не подвержена окислению. Напоминает густую сметану.
  2. Рулонная. Рекомендована для позолочения больших объемных изделий. Выпускается в рулонах шириной до 15 см и длиной до 50 метров. Создается на папирусе. Этим видом предполагается склеивать стыки и проклеивать швы.
  3. Листовая. Этот вид используется чаще других. Она подходит для работы с гипсом, деревом, стеклом, керамикой и другими материалами. Как работать с поталью листовой? Аналогично рулонному типу. Изначально кладется слой клеевого состава, а после сам материал.4. Крошка. Этот вид популярен для декора изделий из эпоксида. Продается в виде сыпучей смеси, имеющей многогранные оттенки. Легко наноситься на неровные предметы.
  4. Трансферная. Применяется многоразово. Серебристая или золоченная краска наносятся послойно на материал. Лист можно накладывать на материал пока вся поталь не будет использована.

Как наносить поталь правильно? Разберем на примере трансферного типа декора. Алгоритм действий включает такие шаги:

  • Основание очистить от грязи и мусора, обработать обезжиривающим составом.
  • Нанести на основу краску, но этот этап не обязателен.
  • Когда краска высохнет, можно покрывать тонким слоем клеевым раствором изделие.
  • После высыхания клея, к изделию приложить поталь.
  • Пленка тщательно приглаживается, а после снимается с изделия.

Конечный штрих – это лак для потали, который позволит закрепить результат и сохранить его надолго.

Советы профессионалов

Рекомендации помогут выполнить работу качественно:

  1. работая с листовой поталью использовать перчатки, иначе вся поверхность будет покрыта следами от пальцев;
  2. хлопья нужно брать пинцетом или кисточкой с наэлектризованным концом;
  3. новичкам учиться создавать позолоченные предметы лучше с клеем домашнего приготовления, ведь профессиональные составы стоят недешево.

Подводя итог

В Москве клей для золочения представлен в широком ассортименте. Работать с ним нужно строго следуя инструкции. Если есть вопросы, то рекомендуем посмотреть видео инструкцию, где пошагово показана работа с поталью:

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Антиквариат, фарфор и просто красивые вещи.1 (50)
  • Антиквариат, фарфор и просто красивые вещи.2 (50)
  • Антиквариат, фарфор и просто красивые вещи.3 (12)
  • Бижутерия,украшения (25)
  • Бисеромания (5)
  • Бохо (46)
  • Бохо:брюки (5)
  • Бохо:платье, туника, сарафан (18)
  • Бохо:юбки (7)
  • Букеты из конфет (2)
  • Валяние мокрое: одежда (6)
  • Валяние сухое: игрушки (37)
  • Валяние: картины из шерсти. (15)
  • Валяние:аксессуары (3)
  • Валяние:идеи, ссылки на мк (13)
  • Валяние:шерсть, инструменты (4)
  • Видео (музыка) (12)
  • Видео (чтоб помнили) (8)
  • Винтаж,мк (65)
  • Витражи (32)
  • Вопросы (2)
  • Вышивка (168)
  • Вышивка лентами (122)
  • Вышивка сутажная (0)
  • Вязание 1 (52)
  • Вязание 2 (50)
  • Вязание 3 (51)
  • Вязание 4 (50)
  • Вязание 5 (76)
  • Вязание 6 (103)
  • Вязание 7 шарфы,шапки,шали (71)
  • Вязание 8 Шали (18)
  • Вязание 9 мотивы (37)
  • Вязание: Irina Karpenko (2)
  • Гипс, шпаклевка (38)
  • Декор бутылок и изделий из стекла 1 (61)
  • Декор бутылок и изделий из стекла 2 (13)
  • Декор из мешковины и шпагата (52)
  • Декор к Пасхе 1 (50)
  • Декор к Пасхе 2 (23)
  • Декор мебели (56)
  • Декупаж (50)
  • Декупаж на металле (7)
  • Декупаж художественный:подрисовка фона,тени (14)
  • Декупаж: мастера (11)
  • Декупаж: текстура, рельеф, обьем (5)
  • Декупаж:BabaLena.ru (15)
  • Декупаж:золочение, работа с поталью. (9)
  • Декупаж:идеи,мк-1 (49)
  • Декупаж:идеи,мк-2 (44)
  • Декупаж:Имитация 1 (50)
  • Декупаж:Имитация 2 (56)
  • Декупаж:Инструменты, материалы для творчества. (25)
  • Декупаж:кракелюр (17)
  • Декупаж:Обжиг,браширование,выжигание по дереву (9)
  • Декупаж:объемный (7)
  • Декупаж:паста,трафареты,узоры 1 (50)
  • Декупаж:паста,трафареты,узоры 2 (1)
  • Декупаж:пасхальное. (2)
  • Декупаж:распечатка, бумага (7)
  • Декупаж:состаривание (15)
  • Декупаж:яичная скорлупа (13)
  • Дерево и из дерева. (4)
  • Дизайн интерьера и пр. (26)
  • Живопись 1 (50)
  • Живопись 2 (50)
  • Живопись 3 (40)
  • Живопись 4 соло,дуэт,трио (35)
  • Здоровье (74)
  • Из картона (4)
  • интересное (16)
  • калькуляторы (2)
  • Картинки для декупажа 1 (57)
  • Картинки для декупажа 2 (50)
  • Картинки для декупажа 3 (51)
  • Картинки для декупажа 4 (49)
  • Квиллинг (4)
  • Кинусайга-пэчворк без иглы (7)
  • клипарт (19)
  • Клипарт:для перевода черно-белые (39)
  • Клипарт:мандалы (8)
  • Клипарт:орнаменты (35)
  • Клипарт:трафареты (139)
  • книги (4)
  • ковровая техника (4)
  • Кожа (4)
  • Контуры (7)
  • КОНФЕРЕНЦИИ ПО РУКОДЕЛИЮ (1)
  • Коробочки,шкатулки,корзиночки,комодики (36)
  • кружево (162)
  • вологодское (15)
  • ирландское (134)
  • румынское (9)
  • Кукла.Пластик (4)
  • куклы (208)
  • авторские (26)
  • звери (17)
  • лица (2)
  • мастер классы (105)
  • МК Лаврентьевой (2)
  • одежда, глаза, носики и др (29)
  • Кулинария 1 овощи (50)
  • Кулинария 2 салаты (50)
  • Кулинария 3 выпечка (54)
  • Кулинария 4 запеканки (22)
  • Кулинария 5 (44)
  • лепим (5)
  • Лепим.Папье-маше (9)
  • Лепим.Полимерная глина (56)
  • Лепим.Самотвердеющие массы (8)
  • Лепим.Соленое тесто (36)
  • Лепим.Холодный фарфор. (5)
  • лирика (6)
  • лоскутное шитье (7)
  • МАРГО (47)
  • МК (44)
  • Мозаика (13)
  • Мыловарение (7)
  • Новый год,Рождество-поделки. (14)
  • Образование (6)
  • Пейп-арт (20)
  • Пергамано (2)
  • Перенос изображения (52)
  • плетение (63)
  • из камыша (4)
  • из ниток (4)
  • изготовление и окраска газетных трубочек (4)
  • макраме (16)
  • плетение из газет (35)
  • полезное (41)
  • заправка картриджей (2)
  • компьютер (20)
  • религия (14)
  • рисование (7)
  • роспись (72)
  • грунтовка,краска ,советы (17)
  • МК (15)
  • на шелке (2)
  • по стеклу (8)
  • роспись камней (4)
  • художественная (4)
  • цвета (4)
  • Роспись 1 народные промыслы (26)
  • Роспись 2 One Stroke (17)
  • Роспись 3 лаковая миниатюра (10)
  • Роспись по дереву и декорирование мебели (27)
  • Роспись точечная,point-to-point. (52)
  • садоводство,все для дачи (34)
  • Свечи (7)
  • своими руками (36)
  • Скрапбукинг (1)
  • советы (23)
  • ссылки (25)
  • Стимпанк (8)
  • Строительство,ремонт (28)
  • Структурная паста, молды (30)
  • Топиарий (11)
  • Филигрань джутовая и не только. (18)
  • Фотошоп (3)
  • Цветы из ткани (7)
  • Шебби шик (28)
  • Шитье (72)
  • Эмаль перегородчатая (19)
  • Энкаустика (6)
Читайте также  Как сделать квадратное отверстие в дереве?

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

МАСТЕР-КЛАСС «ПОТАЛЬ НА ДЕРЕВЕ»

Мастер-класс «Поталь на дереве»

Мастер-класс «Поталь на дереве»

В разделе Техника «Наложение потали» нашей Энциклопедии мы рассказали об основных этапах работы с поталью, на каких поверхностях и с применением каких материалов можно работать с этим нежным и красивым материалом.

Мастер-класс «Поталь на дереве»

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

1. Подготовка поверхности

Наш деревянный ящик имеет деревянную необработанную поверхность, поэтому перед нанесением специального клеевого состава для потали эту поверхность нужно обработать.

Для этого мы взяли мелкозернистую наждачную бумагу и прошлись по всем поверхностям ящика. Сразу после шлифовки можно переходить ко второму этапу, т.к. в нашем случае в роли грунтовки выступит морилка.

2. Тонировка поверхности

Для того, чтобы наш ящик приобрел благородный цвет темной древесины, обработаем все поверхности и внутренние ящички морилкой без запаха для необработанного дерева.

Выберем темно-коричневый цвет и вооружимся плоской широкой кистью. Наносить состав лучше в два слоя, позволив каждому слою хорошо просохнуть.

3. Нанесение клеевого состава

После тонировки декорируемая поверхность должна полностью просохнуть, и лишь затем можно приступать к нанесению клеевого состава. Мы взяли, так называемое «клеевое молочко», можно использовать и быстросохнущий клей-мордан на водной основе. Это средство высыхает очень быстро и накладывать поталь можно уже через 15 минут после нанесения.

Кисть в данном случае лучше выбрать плоского типа. Наносить состав лучше всего тонким ровным слоем. Излишки клея лучше убрать при помощи хлопчатобумажной ткани.

4. Нанесение потали

Мы будем декорировать наш ящик узкими полосками золота, которые помогут нам создать рисунок конверта на боковых сторонах ящика и другие узкие элементы декора. Для того, чтобы полоски получились ровными, воспользуемся малярным скотчем. Закроем полосками скотча те места, которые не подлежат золочению.

Теперь настало время взяться за золотые листы. При помощи ножниц аккуратно нарезаем узкие ленты потали, которые прикреплены к кальке. Прикладываем полоски золота лицевой стороной к деревянной поверхности ящика.

5. Закрепление потали и удаление излишков золота

После того, как все полоски потали на декорируемом участке приложены к основанию, слегка прижимаем их к основе и проглаживаем пальцами через кальку. Поталь переносится на декорируемую основу. Теперь кальку можно легко отделить.

Излишки золота можно удалить при помощи кисти. Легкими поверхностными движениями смахните те части потали, которые не приклеились к основе.

6. Состаривание позолоты

Итак, вся наша позолота заняла свои места на поверхности ящика (декоративные полоски, инициалы на верхних ящичках, нижний ящик полностью покрыт листовой поталью), можно приступать к заглушению яркости металла. Для этого воспользуемся техникой состаривания.

Берем жидкий битум из профессиональной серии золочения и, вооружившись губкой и перчатками, начинаем наносить состав разнонаправленными движениями по позолоченной поверхности.

7. Закрепление результата

Для фиксации результата готовую работу необходимо покрыть как минимум одним слоем лака. Мы выбрали обыкновенный универсальный акриловые лак в аэрозоле и покрыли ящик в два слоя, предварительно дав нижнему слою высохнуть.

Наш винтажный ящик для писем готов! Осталось найти ему подходящее место в интерьере.

1. Подробности про подготовительную обработку деревянной поверхности вы можете найти тут.

2. Придать предмету интерьера благородный оттенок темного дерева можно различными способами. Вместо морилки можно воспользоваться тем же самым жидким битумом для золочения. Этот состав достаточно пахуч, так что работу следует проводить в хорошо проветриваемом помещении.

3. Обрабатывать деревянные поверхности клеевым молочком быстрого действия лучше поочередно. То есть сначала вы декорируете одну сторону ящика, затем другую и т.д. В этом случае вы избежите чрезмерного высыхания клея и, как следствие, отслоения позолоты.

4. Если рисунок золочения содержит элементы полос, в этом случае удобно воспользоваться поталью, расфасованной в рулоны.

Золочение и картины с поталью

Поталь – художественный материал, используемый для имитации сусального золота при реставрации и декорировании картин, украшений, мебели и других предметов, золочении лепнины. В ее составе нет драгметаллов, поэтому стоит она недорого, тем не менее, создает великолепный натуральный блеск металла, которого не добиться другими способами, например, красками металлик. В зависимости от химического состава поталь может имитировать не только золото, но и серебро, медь.

Содержание

  • Виды потали
  • Какие материалы вам потребуются?
  • Что можно декорировать поталью
  • С чего начать? Этапы золочения изделия + ВИДЕО
  • Как создать картину с поталью (мастер-класс) + ВИДЕО

Виды потали

Для удобства работы с разными поверхностями выпускается в различных формах.

Поталь и материалы для картины поталью

  • Листовая продается в небольшой книжечке и применяется для сплошного покрытия больших участков. Она может быть трансферной, то есть каждый листок прикреплен к подложке, либо свободной – листы перекладываются тонкой бумагой. При работе от трасферной потали отрезают кусочек желаемого размера, переносят на изделие и только потом осторожно отделяют бумажную основу. Свободную режут ножом позолотчика, подложив специальную замшевую подушечку, переносят особой кисточкой.
  • Поталь в хлопьях незаменима для имитации потрескавшейся поверхности (кракелюра) и создания красивых переходов света и тени. На поверхность предварительно наносят клей и потом посыпают поталью.
  • Жидкая – это идеальный вариант для начинающего художника, поскольку не требует особых навыков и наносится обычной синтетической кистью, как краска.
  • Поталь в форме пасты наиболее удобна для золочения кожи, металла, дерева, текстиля, украшений. Когда изделие высохнет полностью, золоченый слой можно шлифовать до получения яркого блеска.
  • Воск для золочения придает изделию элегантный вид. Применяется для состаривания, придания объема, а также для тонировки и косметической коррекции мелких трещин и сколов. Учитывайте, что воск имеет свойство сходить с поверхности, если она подвергается трению, поэтому он подходит не для всех изделий.

Какие материалы вам потребуются?

Поталь относится к так называемым «капризным» материалам, поэтому если вы решили с ее помощью что-то декорировать, но у вас нет опыта, обязательно проверьте, все ли необходимое для золочения есть под рукой.

Материалы для работы поталью

Для золочения вам потребуется следующее:

  • Плоская широкая кисть с ворсом из белки (лампензель), ею переносят свободную поталь на поверхность изделия. Можно также использовать веерную кисть.
  • Для нанесения клея и грунта используются плоские кисти с искусственным или щетинным ворсом. Размер зависит от площади покрываемой поверхности.
  • Колонковая кисть очень мягкая и применяется для бережного разглаживания потали на поверхности.
  • Нож позолотчика имеет закругленные края, он даже не режет, а как бы продавливает поталь.
  • Золотарная подушка предназначена для нарезки потали или сусального золота, ее делают из тонкой мягкой замши.
  • Перчатки для защиты изделия от попадания частичек кожного жира.
  • Перед началом работы поверхность обязательно обрабатывают обезжиривателем, чтобы очистить от жира, ворсинок, пыли и других загрязнений и обеспечить, таким образом, ее наилучшее соединение с грунтом и самой поталью.
  • Грунт под золочение. Для дерева и оштукатуренной основы используют специальный грунт под поталь – левкас, в его состав входит льняное масло. Клеевой грунт считается самым удобным в работе, поскольку содержитеще и специальный клей и подходит для любых поверхностей, его применяют при свободном и трафаретном покрытиях, кроме того, он подходит новичкам. Грунт болюс выпускается в нескольких цветах, что позволяет создавать интересные художественные эффекты.

Отдельно следует сказать о специальном клее для потали. Их выпускается несколько видов, и каждый имеет свои особенности.

  • Клей кроликовый, рыбий выпускается в виде гранул и хлопьев, разводить его нужно по инструкции паром. Он предназначен для реставрационных работ.
  • Самый популярный – это мордан, клей на основе масла. Им пользуются и профессиональные художники, и новички. Он дает очень прочное, качественное покрытие. Время сушки зависит от марки и может продолжаться от нескольких часов до суток и более.
  • Клей на водно-акриловой и водной основе, а также клеевое молочко используются только для внутренних работ. Для покрытия стекла, металла, камня они не подходят. Существенный плюс данной группы клеев – быстрое высыхание (от 15 до 60 минут).
  • Клей на спиртовой основе обеспечивает прочное сцепление с гладкими водоотталкивающими поверхностями – камнем, стеклом, металлом. Высыхает в течение нескольких часов.
  • Клей в виде карандаша предназначен для нанесения тонкого сложного узора или мелких деталей.

От нанесения клея до выкладывания потали обязательно выдерживают определенное количество времени, указанное производителем.

Для финишного защитного покрытия лучше всего подходит шеллак, натуральная смола на основе спирта. Он создает очень прочный износостойкий слой, поэтому готовым изделием можно пользоваться, не опасаясь, что на нем появятся потертости, трещины, повреждения, вызванные влагой или перепадом температуры. При выборе финишного покрытия следует учитывать тот фактор, что лаки на водной основе окисляют поталь, а на спирту, наоборот, надолго сохраняют позолоту.

Читайте также  Чем приклеить алюминий к дереву?

Если вы хотите создать на позолоченной поверхности какой-нибудь интересный художественный эффект, советуем использовать воск или битумный лак. С их помощью можно сделать естественные для старинной вещи потемнения, они придают изделию объем, оригинальную фактуру. Для искусственного состаривания применяют патину. В результате на поверхности образуются прожилки и пятна зеленоватого и рыжего цветов, совсем, как на антиквариате. Все декоративные средства наносятся строго под лак, иначе они сотрутся. Лакируют изделие только после их полного просыхания.

Что позолотить?

С помощью потали можно декорировать разные поверхности:

  • дерево,
  • стекло,
  • металл,
  • зеркала,
  • керамику,
  • гипсовую лепнину,
  • декоративный камень,
  • текстиль, а также красочный слой на картинах.

Поталь также используется и как вспомогательный материал, например при работе с эпоксидной смолой:

Серьги с поталью

С чего начать? Этапы золочения изделия

Золочение – довольно сложный, но интересный процесс. Самое главное здесь – соблюдать последовательность всех этапов, следить за временем высыхания каждого слоя, работать очень аккуратно и внимательно.

  • Подготовка изделия. Поверхность ошкуривают, обезжиривают и наносят на нее грунт, просушивают. Излишки сразу же убирают салфеткой, не дожидаясь высыхания.
  • Нанесение клея. После полного просыхания грунтового слоя поверхность покрывают клеем. Время выдержки у всех видов клея разное, поэтому внимательно читайте инструкцию производителя.
  • Нанесение потали. Подготовленную поталь нужно подцепить лампензелем и осторожно перенести на поверхность таким образом, чтобы листочки лежали внахлест, без стыков. Наложенный материал вы уже не сможете поправить, избежав ее деформации, поэтому все движения должны быть очень аккуратными. Теперь разгладьте ее колонковой кистью или кусочком мягкой ткани, слегка надавливая на поверхность. Работая с хлопьями потали, старайтесь насыпать их ровным слоем, затем придавите ватным тампоном. Излишки уберите кисточкой. Пробелы в покрытии закройте кусочками.
  • Полировка. Если для основы использован левкас, изделие можно отполировать мягкой тканью, двигаясь от угла. В результате все неровности и швы исчезнут.
  • Фиксация лаком. Для защиты изделия от пыли и износа широкой кистью наносят бесцветный лак: сначала в одну сторону, потом в другую, следя, чтобы не было непокрытых участков.

Рассмотреть процесс золочения во всех деталях можно на этих видео:

Как создать картину с поталью (мастер-класс)

Свое первое позолоченное изделие вы сможете создать, изучив мастер-класс, приведенный ниже.

Техника золочения предметов поталью. Особенности работы с поталью

Техника золочения предметов поталью многим кажется дорогой и трудоемкой. В то же время золочение сусальным золотом – тончайшими (от 0,13 до 0,6 мк) листами золота – вполне доступно, даже в домашних условиях. Но сусальное золото стоит дорого, использовать его для хобби-проектов и тем более для изучения техники золочения нецелесообразно. Для этого вполне сгодится поталь – недорогой имитатор сусального золота. Изделия, позолоченные поталью, выглядят практически так же, как и покрытые настоящим сусальным золотом – эффектно и богато. Ниже вы сможете ознакомиться с основными особенностями работы с поталью.

Для начального изучения золочения вам потребуется купить: специальный клей, шеллак (защитный лак при золочении), кисть для клея, колонковую кисть, лампенезель (специальная кисть) и, собственно, саму поталь.

Работать с поталью надо в непыльных комнатах, без сквозняков. Общая техника золочения состоит из четырех основных этапов:

1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла). Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.

2. Нанесение клея. Рассматрим клеевое (полиментное) золочение, при котором получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков – левкаса, мордана, микстьена). Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции. Существуют и специальные клеевые карандаши, более удобные для некоторых творческих проектов.

3. Нанесение потали. Нужную форму из потали вырезают на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Фирменные инструменты позолотчика достаточно дорогие, поэтому вы можете использовать для подушечки кусок замши. Нож можно использовать и столовый, но желательно, чтобы он был широким и гибким. На поверхность лист переносится специальной кистью (лампензелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем, проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания. В некоторых случаях (к примеру, при золочении металла) после накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Поталь наносят обязательно внахлест.

4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 ч.) полируют пемзой, лощилом, агатовым (или кремниевым) зубком, чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности – стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Общепринято поталь покрывать защитным слоем. Эту функцию выполняют шеллак или цапенлак.

Кроме основной, золотой, поталь бывает серебреной, медной, бронзовой. Поталь продается листами и книжками. Листами дешевле, но обычно это наборы по 100 листов.

Наиболее удобный вариант – в книжках по 25 листов. В книжках поталь бывает свободная – каждый лист потали проложен тонкой пергаментной бумагой – и трансферной: каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Работать с трансферной поталью проще, для новичков это наиболее удачный выбор. Лист берется вместе с бумагой (вам не понадобится лампензель) и может быть обрезан ножницами. Наконец, он переносится вместе с бумагой на объект. После этого можно удалить шелковую бумагу, и золочение закончено.

Особенности работы с поталью

Поталь — это очень тонкая фольга имитирующая сусальное золото, серебро, а также другие металлы и их оксиды.

В последнее время мне задают много вопросов по поводу особенностей работы с поталью, поэтому решила поделиться своим опытом.

Во-первых, в помещении, где работают с поталью не должно быть сквозняков, бегающих детей и других, нервно дефилирующих домочадцев! Следим также за своим дыханием — дышим носом ровно, стараясь не кашлять и не чихать! Иначе всё улетит!

Если приходится покрывать большие поверхности, листы потали снимаем на заготовку прямо с книжки. Поначалу кажется, что испорчена будет вся купленная нами поталь, потому что она всё время куда-то улетает, но только не попадает туда, куда нужно… Главное приноровится! В конечном итоге, даже если она и ляжет складочками на клей, её всегда можно подправить пальчиком!

Если мы заклеиваем поталью небольшие поверхности, то нам её, прежде всего, нужно разрезать. Рекомендуют резать и поталь, и сусальное золото на специальных подушечках, обшитых мехом или замшей. Но я не заморачиваюсь. Из книжки выкладываю листы потали в какой-нибудь толстый журнал, лист от листа кладу через 10-15 страниц. Режу прямо на открытой странице. Оставшиеся от большого куска кусочки оставляю там же для последующего использования. Только листы журнала не должны быть лощёными, иначе поталь намертво прилипнет к ним. Они должны быть типа газетных, не очень хорошего качества. Кто-то режет ножом, заточенным с двух сторон, кто-то скальпелем, я же пользуюсь качественным лезвием.

Чтобы перенести кусочки потали в нужное место, можно смастерить кисточку, которая называется лампемзелем, который делается так: беличья кисточка приличного размера веерообразно раздвигается и вклеивается между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком, картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос. Сухой волос лапки (лампемзеля) не возьмет поталь, она прилипает к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Я делаю так: провожу лапкой по своим волосам, лапка слегка смазывается и электризуется!

Теперь про то, на что клеим!

Про разные фирменные лаки, которые продаются в Лавках художника и других спецмагазинах, рассказывать не буду, т.к. инфы в Инете про них предостаточно! Лично для меня это дорого! Поэтому расскажу, на что клею я. Некоторые рецепты взяты из древних источников и рассказов моих Учителей.

  1. Чесночная настойка. Берём небольшую головку чеснока, режем её мелко или толчём. Заливаем примерно ста граммами самого недорогого коньяка и настаиваем примерно неделю (если невтерпёж, то хватит и 3-х дней) в темном месте при комнатной температуре. Отжимаем через тряпочку и можно работать. Кто-то клеит просто разрезанной долькой чеснока, но если поверхность не очень ровная, то частички чеснока могут забиваться в поры, тем самым испортив работу! А вот если по какой-либо причине у вас где-то не ложится краска (скатывается), чесночная долька очень даже выручит! Смазываем чесноком поверхность и краска прекрасно ляжет. Запаха чесночной настойки не стоит бояться. Выветривается быстро.
  2. Ассист — так в иконописи называется состав, употребляемый под золото. Я его применяю и для приклеивания потали. Только возни с ним поболе. Готовится из пива, лучше темного, которое наливается в посуду и томится на горячей плите до состояния густой клейкой массы, или из очищенных головок чеснока, которые в небольшой керамической посуде томятся в нежаркой духовке, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят до нужной густоты (чтобы лист потали не плавал — слишком жидко, или кисть оставляла на поверхности грубые полосы — слишком густо). Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий. Эту технику я использую для декора какими – нибудь узорами, надписями и др. Поверхность припорашивается тальком или мелким мелом с помощью ватки, излишки тальки сдуваются и прописывается ассистом (кисточка макается в ассист, как в краску) нужный узор или буква или ещё какая-нибудь загогулина. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильностью. Сделанный клеем рисунок нужно хорошо просушить. Далее берем кусок свежего ржаного хлеба, смятого в липкий комочек. Им берем поталь и, подышав на прописанный рисунок (чем восстанавливается клеяшая способность сусла), пристукиваем поталь по рисунку. Она пристает к суслу, её излишки забираются катышком хлеба. Когда работа закончена, недочеты в рисунке можно поправить краской. Для закрепления поталь покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Остатки мела смахиваются чем-нибудь мягким.
Читайте также  Черенок для лопаты из какого дерева лучше?

Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом. Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.

Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.

Отшлифовали! Теперь защищаем нашу красоту! Главный принцип-«Нет — лакам на водной основе!» Хотя некоторые пользуются ими, как финишными. Но потом, через некоторое время поталь темнеет, зеленеет, а однажды моя поталь вообще куда-то исчезла… Правда я грешу скорее всего на грунт, на который она была наклеена (шпаклевка).

Я и защищаю поталь, и гашу ее блеск, и придаю ей приятный оттенок с помощью марса масляного. Беру марс темный и марс светлый или марс средний и марс светлый. Смешиваю их в пропорции как Бог на душу положит – под настроение : потемнее или посветлее. Потом добавляю Уайт –спирит так, чтобы не очень жидко получилось и покрываю работу этим составом — люблю прямо руками ( правда руки потом долго отмываются) или ваткой. Сохнет всё это безобразие довольно долго, но результатом я почти всегда довольна. Главное цвет подобрать. Кстати, это неплохой заменитель битумному воску или битумному лаку, разведенному Уайт –спиритом для полихромии.

Поталь: преимущества и минусы материала, как с ним работать

Поталь – материал, применяющийся с декоративной целью, обладающий внешними свойствами золота. Чтобы правильно и легко работать с ним, необходимо верно подобрать клей для потали, изучить особенности материала. Существует несколько видов декора, который можно использовать на различных поверхностях, отличающихся по объему, размеру, текстуре. С помощью потали легко превратить обычный предмет декора в позолоченный, бронзовый или серебряный. Опытный мастер может создать изделие, неотличимое по внешнему виду от настоящего драгоценного металла.

Особенности материала, плюсы и минусы

Материал используют мастера в декоративно прикладном искусстве. С помощью него обрабатывают, украшают изделия из дерева, металла, гипса, керамики, картона, стекла. Бывает материал бронзового, золотого и серебряного оттенка. Техника применения непростая, требует мастерства автора и специальных инструментов. В зависимости от вида потали ее используют в разных масштабах производства, от рукодельниц от больших заводов.

Положительные качества материала:

  • помогает окрасить в позолоту, бронзу и серебро устаревшие предметы интерьера;
  • в отличие от оригинального металла стоит недорого;
  • легка в применении;
  • можно использовать для украшения посуды;
  • аналог сусального золота;
  • помогает создать зеркальную поверхность.

Как выглядит поталь

Из минусов мастера выделяют только недолговечность материала. Чтобы поталь прослужила длительное время, десятки лет, необходимо изредка наносить новый слой потали.

Виды потали и технология применения

Полноценная работа с поталью невозможна, если не разобраться в ее видах. Определенная категория подходит под специфическую работу. Если украшать изделие необходимо рукодельнице, потребуется один вид потали. При одноразовом использовании или широком производстве потребуется другая. Вид материала также определяется исходя из текстуры, которую нужно украшать.

Жидкая

Обладает ярким металлическим сиянием, состоит из пигментов, лаков, растворителей. Является хромированной краской. Используется для стекла, дерева, металлической поверхности, гипса, керамики. Жидкая поталь обладает высокой влагостойкостью, прочностью, не окисляется. По консистенции напоминает сметану, не слишком жидкая и не чрезмерно густая.

Перед тем, как работать с поталью, изделие хорошо очищают, обезжиривают с помощью спирта. Жидкий материал наносят поролоновой губкой или плоской кистью. Сначала необходимо прокрасить первый слой. Оставить его на несколько часов для полного высыхания и прокрасить второй слой. В зависимости от изделия и материала, сохнуть золотая краска может около суток. Жидкая золотая поталь наносится в несколько слоев.

Сегодня можно купить специальный аэрограф. Это распылитель для жидкой потали, который помогает наносить краску аккуратно и ровным слоем. Нанесение аэрографом имеет существенный плюс – поталь сохнет быстро, около 2 –3 часов. Идеально подходит для рукодельниц и мастеров.

Рулонная

Используется, когда необходимо наносить золотую краску на большое изделие и ровное. Продается рулоном шириной 1-15 см, длиной около 50 метров. Изготавливается на папирусной бумаге под давлением. Ей склеивают стыки, покрывают швы.

Для нанесения рулонного вида потребуется специальный клей для потали. Сначала наносится клей тонким слоем и после рулон материала, после сверху необходимо заново нанести слой клея. Для потали используется специализированный прозрачный клей на различной основе.

Листовая

Листовой материал используют намного чаще других видов. Он отлично подходит для рукоделия, мастеров, позволяет сделать золотое нанесение на любое изделие: гипс, дерево, стекло, металл, керамика, картон. Золочение поталью в данном случае выполняется по аналогии с рулонным видом. Сначала наносится клей тонким слоем, после сам материал, поверхностный слой клея.

Листовая поталь необходима, когда требуется покрыть большую поверхность. Продается материалов виде тонких пластинок, скрепленных в толстой книжечки. В одной такой книжки содержится около 15 и более страниц. Диаметр пластинок составляет 16 или 15см, имеет бронзовый, золотой или серебряный цвет.

Листовая поталь

Золочение листовой поталью производиться только после тщательного очищения поверхности. Она должна быть ровной и чистой, обезжиренной. Можно наносить грунт перед использованием потали. Для листового вида используют, как правило, масляной или водный клей. В первом случае придется ждать его высыхания около 12 часов и после наносить лист потали. Во втором случае материал можно наносить сразу же после клея.

Чтобы убрать воздушные слои и неровности, после наложения потали используют ткань. Ее накладывают сверху и аккуратно проглаживают все шероховатости. Золочение поталью продержится длительное время, если сверху покрыть изделие специальным прозрачным лаком.

Крошка

Поталь в виде крошки любят использовать мастера, изготавливающие украшения из эпоксидной смолы. Она продается в сыпучей форме, имеет часто многогранные оттенки, что красиво отражается на декоративном изделии. Часто используют такой вид для декора предмета неровного, имеющие изгибы.

Если клей водный, крошка наносится сразу на поверхность. Отличие крошки в том, что она сыпется на изделие. Чтобы поталь лучше прижилась, сверху обязательно наносят слой лака.

Трансферная

Данный вид считается многоразовым, так как золотая краска нанесена в несколько слоев на кальку, бумагу или пергамент. Тонкий лист прикладывают к изделию, пока не используется вся поталь. Практично и удобно в работе. Нередко используется у мастеров и рукодельниц. Процесс работы заключается в следующем:

  • изделие обезжиривается и очищается;
  • на очищенный слой наносится золотая, бронзовая или серебряная краска (не обязательно покрывать краской);
  • после того, как краска высохнет, используется клей для потали;
  • сверху прикладывается лист потали;
  • пленку следует хорошо пригладить и снять с изделия.

Особенности работы с материалом

Чтобы получить яркую и естественную позолоченную поверхность, необходимо придерживаться нескольким правилам. Они помогут начинающему мастеру справиться с задачей нанесения потали на изделие с легкостью.

  1. Все инструменты для работы необходимо тщательно изучить: особенности применения, технология. Особенно это касается клея. Следует изучить рекомендации производителя, не надеясь на собственный опыт. Как правило, производитель прописывает необходимое количество нанесения материала, его особенность по применению, время высыхания.
  2. Начинать работу лучше с листовой потали. Она является наиболее практичным в работе и удобным материалом. Ее проще купить в специализированных магазинах.
  3. В работе обязательно применяйте перчатки. Это позволяет устранить некрасивые следы отпечатков пальцев и защитить руки.
  4. Избегать при работе с поталью любого сквозняка. Поталь невероятно легкий материал.
  5. Для большого изделия лучше использовать листовой материал.
  6. Трогать поталь руками нельзя. Наносить и приглаживать необходимо только специальными кистями. При соприкосновении с пальцами поталь становится темной.

Какие инструменты и материалы потребуются в работе

Поталь считается капризным материалом, для работы с которым требуется опыт и мастерство. Начинающему мастеру придется закупить специальный набор, в который входят инструменты для нанесения потали. Важно, с каким материалом работает человек. Жидкая поталь, крошка требует одного комплекта инструментов, рулонная и листовая другого.

Чтобы получить качественное изделие, для работы понадобятся:

  • жидкая поталь, рулонная, крошка или трансферная (выбор зависит от метода и технологии нанесения);
  • специальная кисть лапка или лампензель (кисть плоская, позволяющая наносить ровным слоем поталь);
  • колонковая кисточка, понадобиться при разглаживании изделия;
  • клей для потали (важно выбрать подходящий под вид материала);
  • лак-закрепитель (необходим для завершающего этапа работы, когда готовое изделие необходимо покрыть защитной пленкой).

Нанесение потали

Популярные техники работы

Со временем мастера придумали несколько техник работы с поталью, которые позволяют получить модное и красивое изделие с необычным декором. Использовать их можно не только в рукоделии, но и при реставрации любого изделия.

  1. “Трещины”. Используется техника часто при реставрации изделий или изготовлении украшений. Чтобы получить трещины, изделие очищают, обезжиривают. После наносят черный лак или специальную краску. Можно использовать не только черный оттенок, но эффектно смотрится поталь именно с темным цветом. После на краску или лак наносится поталь, нарезанная мелкими квадратами. Между ними необходимо оставлять небольшое расстояние. Сверху на изделие наносится защитный лак.
  2. “Штампование”. На готовое изделие с поталью наносится штамп. После высыхания покрывается также защитным лаком.
  3. “Смешивание”. Любимый метод у большинства мастеров, позволяющий спешивать с красками материал. Изделие получается ярким и оригинальным. Для получения такого изделия необходимо смешать поталь с витражными, акриловыми красками, либо спиртовыми чернилами. В результате получается цветная позолоченная поверхность, переливающаяся цветами радуги. Для данного способа используется жидкая поталь.

Стоимость потали зависит от региона и ее вида. В Москве приобрести материал можно по стоимости от 130 рублей.